Авторский салат

Русский бизнес
Москва, 02.09.2002
«Эксперт» №32 (338)
Создание вертикально интегрированных холдингов это теперь не только возможность сэкономить на издержках, но и способ организовать PR-кампанию

Известный московский ресторатор Аркадий Новиков решил самостоятельно выращивать сельхозпродукцию для своих ресторанов. Для этого был куплен разорившийся тепличный комбинат с 20 га земли на Рублевском шоссе. Год ушел на расчистку завалов, ремонт теплиц и установку оборудования. Сегодня здесь уже зеленеют первые всходы салата, а сотрудники нового сельскохозяйственного предприятия "Агроном" ответственно готовятся к октябрю - на этот срок намечена высадка клубники. Генеральный директор "Агронома" Вадим Никитин - бывший директор ресторана "Сирена" и совладелец сети ресторанов "Шуры-муры" - считает: как и все ресторанные проекты г-на Новикова, этот проект будет творческим, авторским, эксклюзивным.

Ударные позиции

- Ну как вам тут живется, вдали от ресторанного бомонда? - спрашиваю я Вадима, надевая белый тепличный халат (как оказалось, для того, чтобы не занести на произрастающие культуры вредителей).

- Хочется в Москву, в ресторан. Там хотя бы кормят, а здесь одна зелень.

- А как вообще это хозяйство появилось, как возникла идея?

- У Аркадия Анатольевича всегда много разных идей. В какой-то момент ему захотелось создать в нашем холдинге замкнутый цикл производства. Вот и решили попробовать сами выращивать сырье для наших ресторанов.

- Чтобы сэкономить?

- Отчасти да. Ресторан на самом деле очень много тратит на разные овощи и зелень. В структуре продовольственных закупок овощная часть составляет не более десяти процентов. Но если взять это в масштабе всех наших тридцати четырех ресторанов и с учетом того, что порядка семидесяти процентов всех продуктов мы импортируем, получается большая цифра.

- С каких культур вы решили начать?

- Прежде всего это всяческая зелень: салаты, базилик, мята, тимьян и прочее.

- И сколько вы на зелени планируете сэкономить?

- Мы думаем, что продажная цена нашей зелени будет как минимум в полтора раза ниже импортных аналогов, которые закупают наши рестораны. Но дело не только в экономии. Прежде всего мы хотим создать ассортимент. Чтобы купить для ресторана зелень, надо заказывать сразу много, иначе западные поставщики ее не повезут. А много не всегда нужно - некоторые рестораны потребляют не более килограмма зелени в день. Поэтому многие разновидности зелени к нам просто не попадают. А мы теперь сможем себе позволить сами вырастить то, что нам надо, в нужном количестве.

- А какие вы используете технологии?

- Сейчас во всех защищенных грунтах - теплицах - отказываются от выращивания в земле, где большое количество вредителей. Мы применяем технологию выращивания в питательном растворе: грубо говоря, к горшочку с зеленью непрерывно подается питательный раствор. Поскольку нет земли, нет вредителей, не надо обрабатывать культуры химией. Получается чистый продукт.

- Когда в ваши рестораны пойдет первый урожай?

- С двадцатого сентября.

- И что, шефы ваших ресторанов должны будут безоговорочно вашу зелень закупать?

- Да что вы. То, что мы варимся с ними в одной каше, никакой поблажки нам не дает. Если их не будет устраивать наше кач

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (338) 2 сентября 2002
    Саммит оон
    Содержание:
    Спасение мира, эпизод II. Йоханнесбург

    Делегатам Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге вряд ли удастся договориться о том, как решать глобальные проблемы

    Международный бизнес
    Реклама