Кто окрылит провинцию?

Русский бизнес
Москва, 02.09.2002
«Эксперт» №32 (338)
В тендере на создание регионального самолета "Росавиакосмосу" придется выбирать между чертежом и стоковой моделью

Объявленный "Росавиакосмосом" закрытый тендер на создание семейства новых реактивных региональных самолетов вступил в решающую стадию. На днях свои заявки на участие в конкурсную комиссию отправили два основных претендента. Первой поступила заявка от ОАО "Туполев", которое собирается привлечь к работе над новым самолетом Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова (КАПО) - серийный завод, выпускающий пассажирские самолеты марки "Ту". Вторым участником стал консорциум компаний во главе с АВПК "Сухой", в который также входят Авиационный комплекс имени Ильюшина, корпорация Boeing и ОКБ имени Яковлева.

Помимо базовой модели нового лайнера на 70 пассажиров участники тендера должны представить разработки еще двух самолетов: уменьшенной версии - на 50 пассажиров и увеличенной - на 90 пассажиров. Технические предложения и бизнес-планы конкурсантов в "Росавиакосмосе" ждут до конца октября. Итоги тендера наши авиационные власти подведут в начале 2003 года. Победитель должен получить финансовую поддержку государства в объеме примерно 15% от стоимости всего проекта и, возможно, госгарантии по коммерческим кредитам.

Чудо-самолеты

Российские власти планировали вложить деньги в производство перспективных региональных самолетов еще в начале 90-х. Новые машины должны были заменить в парке российских авиакомпаний стремительно устаревающие Як-40, Ан-24 и другие модели; кроме того, планировалось поставлять их на внешний рынок через "Авиаэкспорт". В эти годы на рынке региональных самолетов была крайне благоприятная конъюнктура. Эксперты оценивали емкость рынка на двадцатилетний период почти в 150 млрд долларов. Относительно низкий барьер вхождения в рынок (на разработку регионального воздушного судна требуется, как правило, до 1 млрд долларов) и ожидаемая норма прибыли в 15% сделали свое дело. В этот бизнес устремилось множество авиаторов - начиная с наивных романтиков, мечтающих о создании чудо-самолетов, подобных "летающему крылу" Джека Нортропа, и заканчивая откровенными авантюристами.

Впрочем, были и две другие немаловажные причины заняться конструированием машин для местных линий, или воздушных такси, как их называют американцы. Во-первых, у всех на глазах был пример Бразилии. На госкредиты правительства этой страны компания Embraer развернула производство региональных самолетов по сути в джунглях, среди обезьян и бананов, одним махом ворвавшись в число крупнейших авиастроительных корпораций мира. Во-вторых, в это же время начался массовый исход высококлассных конструкторов из крупных авиастроительных корпораций, в основном американских. С 1989-го по 1999 год, по данным Ассоциации аэрокосмической промышленности США, из крупных аэрокосмических корпораций уволилось более 600 тыс. человек, которые не могли себя там реализовать в полной мере. Редакторы авторитетного журнала Aviation Week в беседе с корреспондентом "Эксперта" так описывали ситуацию, сложившуюся в то время: "Молодые инженеры и конструкторы, только что окончившие университеты, со

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (338) 2 сентября 2002
    Саммит оон
    Содержание:
    Спасение мира, эпизод II. Йоханнесбург

    Делегатам Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге вряд ли удастся договориться о том, как решать глобальные проблемы

    Международный бизнес
    Реклама