На государевой службе

Культура
Москва, 02.09.2002
«Эксперт» №32 (338)
Государство плохо поддерживает современное искусство не потому, что ему жалко денег. Оно пока не осознало его пропагандистской ценности

Размышления на тему "Современное искусство и государство" сегодня способны вызвать в памяти разве что не к ночи будь помянутую "бульдозерную выставку" 1974 года. Хотя и государства того уже нет, и гонений уж давным-давно никаких. Даже есть специальные государственные организации, смысл существования которых - поощрять, пропагандировать, осмыслять и т. д. современное отечественное искусство.

Одной из них - Государственному центру современного искусства (ГЦСИ) - исполнилось десять лет. Целое десятилетие государство содержит контору, которая, судя по названию и статусу, является проводником государственных интересов в сфере современного искусства. Только вот удивительно: когда начинаешь припоминать ежегодную "Арт-Москву" или передачу Маратом Гельманом коллекции современного искусства Русскому музею, понимаешь, что масштаб у этих событий вполне государственный, а инициатива, затраты и слава сугубо частные.

А ты кто такой?

Но обо всем по порядку. Государственный центр современного искусства народился в сладостный период демократического восторга и упоительного чувства, что мы семимильными шагами движемся к капитализму и цивилизованному миру. А в том мире, как известно, кроме демократии, высоких технологий и столь же высокого уровня жизни процветает самое современное искусство. У нас же тогда это искусство мучительно превращалось из андерграунда в предмет общения передового пипла. Тогда банки-коллекционеры решительно переориентировались со cтарых голландцев на актуальное искусство, тогда же в Министерство культуры позвали Леонида Бажанова, главу независимого объединения художников, литераторов и искусствоведов под названием "Эрмитаж". Потом у этого государственного человека появился Государственный центр современного искусства.

Десять лет ГЦСИ коллекционирует, устраивает семинары, выставки, все как положено, только скромненько. Было у ГЦСИ одно монопольное занятие - представлять родину на крупных иностранных форумах современного искусства, вывозить наших художников на художественную Биеннале в Венецию, например. "Вывозить" - громко сказано. А на деле - придумал проект, собрал художников, нашел спонсоров, увязал в один узел, принес на блюдечке с голубой каемочкой в ГЦСИ, а там тебя благословили, так сказать, от лица государства.

Но тут появились конкуренты. Старая советская контора - музейно-выставочное объединение "Росизо", в девичестве "Росизопропаганда", возившая наши музеи за рубеж, в одночасье преобразилась. Ее возглавил экономист Евгений Зяблов, до недавнего времени издававший "Арт-хронику", туда пришли такие генералы от современного художественного процесса, как Виктор Мизиано - главред "Художественного журнала", из которого мы давно узнаем о самых-самых последних движениях в культуре, и Иосиф Бакштейн - глава Института проблем современного искусства, живущего на соросовские деньги. Стало понятно - называйся теперь это заведение хоть "Росизо", хоть "Совдеппропагандой", хоть "Реввоенсоветом", заниматься оно будет в том числе и современным искусств

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (338) 2 сентября 2002
    Саммит оон
    Содержание:
    Спасение мира, эпизод II. Йоханнесбург

    Делегатам Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге вряд ли удастся договориться о том, как решать глобальные проблемы

    Международный бизнес
    Реклама