Грязная кампания с чистым результатом

Тема недели
Москва, 16.09.2002
«Эксперт» №34 (340)
При абсолютно равных шансах обоих претендентов на пост губернатора Красноярского края исход выборов могут решить позиция Москвы и участие федеральных телеканалов. Однако центр не готов сделать выбор между стоящими за спиной кандидатов корпорациями

Первый тур губернаторских выборов в Красноярске выявил несколько парадоксов. Несмотря на то что в ходе этой кампании участники, как заведено, вылили друг на друга тонны грязи, сами они, включая проигравших, а также большинство наблюдателей признают, что по результатам выборы можно считать относительно "чистыми". Во-первых, в отсутствие действующего губернатора никто не смог перехватить его административный ресурс и всерьез повлиять на деятельность избирательных комиссий. Более того, с электоратом покойного Александра Лебедя, чья трагическая гибель и стала причиной досрочных выборов, ни один из кандидатов даже не пытался работать или хотя бы заигрывать.

Во-вторых, в борьбе за пост губернатора столкнулись две мощнейшие российские финансово-промышленные группировки - "Русский алюминий" и "Интеррос", однако избиратель различий между ними не обнаружил. В-третьих, несмотря на участие в выборах отчетливо правого, сотрудничающего с СПС политика Александра Хлопонина и отчетливо левого, входящего в думскую фракцию КПРФ экономиста Сергея Глазьева, сама кампания была почти лишена идеологической составляющей.

И главное, Москва до сих пор не обозначила своих пристрастий в Красноярске. Кремль не желал отдавать предпочтение не столько самим кандидатам, сколько стоящим за их спиной ФПГ.

Свои чужие

Результаты первого тура таковы: глава законодательного собрания края Александр Усс получил 27,67% голосов, глава Таймырского автономного округа Александр Хлопонин - 25,19%, депутат Госдумы Сергей Глазьев - 21,45%, мэр Красноярска Петр Пимашков - 14,30%. Остальные одиннадцать кандидатов набрали по чуть-чуть. Итак, в четверке лидеров оказались двое красноярских начальников и двое "чужаков".

Предвыборная кампания Усса и отчасти Пимашкова базировалась на противопоставлении "наши"-"чужие", избирателям старательно внушалась ненависть к "заезжим" политикам и менеджерам, которые якобы не будут блюсти интересы края и используют его только как площадку для броска в Москву или для лоббирования интересов своих кредиторов. Как казалось, эти лозунги должны были обеспечить Уссу несомненный успех. Не учел он только одного - несмотря на то, что покойный Лебедь рассорился почти со всей местной красноярской элитой, сам этот факт многими местными жителями рассматривался вполне положительно. Это стало ясно уже в начале нынешней кампании, когда критика Лебедя со стороны Усса или Пимашкова встречала резкий отпор избирателей.

Генерал в последний период своей жизни оказался скорее в финансовой, чем в политической изоляции в крае. Он последний пытался в меру своих сил направить часть финансовых потоков в региональный бюджет. Именно "наши" в глазах типичного красноярского избирателя оказались виновны в том, что Лебедю не удались эти попытки, что богатейший регион подсел на дотации из Москвы. По этой причине и коммунисты шарахнулись прочь от местной элиты, хотя она и близка им по духу, чтобы та не отпугнула от них ту часть протестного электората, которая всегда безотказно голосовала за левых.

Поск

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (340) 16 сентября 2002
    Выборы в красноярске
    Содержание:
    Грязная кампания с чистым результатом

    При абсолютно равных шансах обоих претендентов на пост губернатора Красноярского края исход выборов могут решить позиция Москвы и участие федеральных телеканалов. Однако центр не готов сделать выбор между стоящими за спиной кандидатов корпорациями

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама