Главное - победа, а не участие

Русский бизнес
Москва, 23.09.2002
«Эксперт» №35 (341)
Прежде чем военные отрасли национальной экономики окажутся конкурентоспособными на внешнем рынке, им необходимо поработать с высоким и качественным внутренним спросом

Даже первокурснику понятно, что в транзакционных издержках по заключению контрактов на экспорт вооружений политическая (или, если угодно, геополитическая) составляющая чрезвычайно высока. Если вы слабый игрок в регионе - впарить клиенту свои самолеты, вертолеты, корабли etc. будет практически невозможно. Последний шанс - играть на флуктуациях политической конъюнктуры, но для этого требуется не только профессиональная сноровка, но и поддержка ото всех причастных к делу национальных институтов - от МИДа до внешней разведки.

В Южной Корее, Турции или Бразилии мы в качестве экспортера вооружений de facto игрок слабый. Апелляции к низким ценам или превосходству ряда тактико-технических параметров продукта в корейском, скажем, тендере, когда конкурсная комиссия наблюдает в окна тренировки американских морпехов, а наш МИД практически безмолвствует, в лучшем случае вызовут вежливую улыбку. Скандалы не в счет - на то и существуют PR-технологии, чтобы их гасить. Создается впечатление, что российские ведомства, ответственные за оружейный экспорт, решили следовать девизу основателя современного олимпийского движения барона Пьера де Кубертена: "Главное - не победа, а участие".

Совсем уж позорно выглядит сдача наших позиций в Индии - это как же надо было постараться, чтобы довести наших стратегических союзников до состояния, когда они готовы закупать французские "Миражи" и участвовать в реализации американской программы по созданию истребителя пятого поколения? Мы же третий год не торопимся заработать на ржавеющем у северодвинского причала "Адмирале Горшкове" 2 млрд долларов, которые Индия была готова выложить с самого начала, безо всякого тендера.

Впрочем, это цветочки. Экспортный потенциал постсоветского ВПК тает на глазах. В 2008 году на рынок будет выброшен американский истребитель пятого поколения от Lockheed Martin, к этому же моменту прекратятся поставки наших самолетов четвертого поколения в Индию и Китай, т.к. в этих странах выйдут на проектную мощность лицензионные производства машин "Сухого". Поэтому даже с учетом возможного увеличения поставок систем ПВО и военных кораблей (не говоря о вертолетах) бодрым рапортам чиновников о росте экспорта наших вооружений верить затруднительно.

На наш взгляд, причинно-следственная цепочка уже состоявшихся и, не дай Бог, грядущих провалов российских экспортных военных контрактов хорошо описана гуру теории международной конкуренции Майклом Портером. Прежде чем отрасль национальной экономики окажется конкурентоспособной на внешнем рынке, ей необходимо поработать с высоким и качественным внутренним спросом. Только в случае с ВПК дело обстоит еще резче - транзакционные издержки политического происхождения увеличивают барьер вхождения на мировой рынок. А внутренний спрос в нашем случае сводится к гособоронзаказу, его-то и нужно поднять на достойную высоту.

Гособоронзаказ, в свою очередь, диктуется национальной военной доктриной, определяющей союзников и противников. Здесь цепочка замыкается: учитывая план будущих вое

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (341) 23 сентября 2002
    Промышленный подъем
    Содержание:
    Рецессия перешла в рост

    К концу лета стало совершенно очевидно, что в России начался новый виток экономического роста. Лишь отчасти это связано с ростом цен на нефть. С каждым годом все большее влияние на нашу экономику оказывает фактор внутреннего спроса

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама