Японо-корейский прорыв

Политика
«Эксперт» №35 (341) 23 сентября 2002

На прошлой неделе в Северную Корею с официальным визитом прибыл премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. В Пхеньяне Коидзуми встретился с северокорейским лидером Ким Чен Иром. Это первый визит главы японского правительства в КНДР, и обе стороны подчеркивают его "историческое значение". Для того чтобы начать диалог, Токио и Пхеньяну пришлось не только преодолеть вековую взаимную неприязнь, но и пойти на существенные взаимные уступки. Японский премьер Коидзуми принес официальные извинения корейскому народу за 30-летний период оккупации Кореи императорскими войсками в 1915-1945 годах. Глава КНДР Ким Чен Ир признал факт похищения 11 японских граждан северокорейскими спецслужбами в 70-80-е годы и назвал такие действия (похищенные японцы использовались в качестве преподавателей японского языка и для подготовки северокорейских диверсантов) недопустимыми.

Участники встречи договорились возобновить прерванные три года назад переговоры об установлении дипломатических отношений между двумя государствами. Помимо этого Япония обязалась способствовать привлечению кредитов в северокорейскую экономику на льготных условиях. КНДР остро нуждается в инвестициях, которые позволили бы проводить начатые в стране экономические реформы. Договоренность о японских инвестициях важна еще и потому, что восстановление экономики (а точнее, создание таковой) при помощи Японии позволит Пхеньяну упрочить свои позиции на переговорах по межкорейскому сближению. А процесс сближения двух корейских государств набирает обороты. На прошлой неделе начались работы по восстановлению железнодорожного полотна и автодороги, которые свяжут Северную и Южную Кореи. В демилитаризованной зоне на границе между КНДР и РК прошли переговоры представителей военных ведомств двух стран. Был определен порядок разминирования участка приграничной полосы и организации охраны строительных работ. Стоимость восстановления участка и прокладки автотрассы составит около 165 млн долларов, которые выделит Сеул. В перспективе транскорейская магистраль будет соединена с российским Транссибом. Открытие железнодорожного транспортного коридора из Южной Кореи в Европу позволит на треть снизить стоимость перевозки грузов и более чем в два раза сократить сроки транспортировки товаров.

В этом контексте, благодаря финансовой поддержке Японии, КНДР сможет эффективнее отстаивать свою точку зрения, если не впадет в тотальную зависимость от южнокорейского капитала. Япония же рассматривает Северную Корею не только как объект приложения капитала и рынок сбыта, но и как потенциальный противовес (в случае объединения с Южной Кореей) усиливающемуся влиянию Китая в регионе.