Актуальная труба

Экономика и финансы
«Эксперт» №35 (341) 23 сентября 2002

На прошлой неделе в Азербайджане началось строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-турецкий порт Джейхан. Стоимость сооружения основного экспортного трубопровода (ОЭТ) протяженностью 1760 км оценивается в 3 млрд долларов.

В середине 90-х, когда появился проект, подобная сумма была вполне приемлема для работающих на Каспии нефтяных компаний. Тогда этот регион сравнивали по величине потенциальных запасов нефти и газа с Персидским заливом. Однако последние независимые исследования охладили пыл транснациональных нефтяных компаний - нефти на Каспии оказалось гораздо меньше, чем утверждалось, вследствие чего строительство ОЭТ утратило былую привлекательность. Поэтому никаких конкретных действий после подписания соглашения о сооружении трубопровода на саммите ОБСЕ в 1999 году не предпринималось.

Однако за последние месяцы ситуация вокруг ОЭТ изменилась, во многом благодаря выросшим почти втрое ценам на нефть. Британская BP, которой принадлежит почти 40% "Трубопроводной компании Баку-Тбилиси-Джейхан", посчитала, что к началу 2005 года на своих основных контрактных месторождениях Азери, Чираг и Гюнешли она будет добывать 450 тыс. баррелей в день. Этого, по мнению британцев, вполне хватит для того, чтобы вместе с другими главными участниками проекта - норвежской Statoil, американской Unocal и азербайджанской ГНКАР - с выгодой эксплуатировать ОЭТ.

На начало строительства повлияла и сложившаяся в мире ситуация. Вероятность вооруженного конфликта в Персидском заливе увеличивается с каждым месяцем. Причем напряженность в Заливе может сохраняться долго, что не только приведет к перебоям поставок из арабских стран, но и гарантирует высокую стоимость нефти на мировых рынках в течение продолжительного времени.