Клондайк для посвященных

Спецвыпуск
«Эксперт» №36 (342) 30 сентября 2002
Арт-рынок - не место для массового обогащения: в краткосрочном периоде зарабатывает только горстка профессионалов. Однако в долгосрочном периоде удачно приобретенные произведения могут дать фору любому другому объекту инвестиций

Случается так, что в один прекрасный день очень состоятельный человек обнаруживает себя на вершине пирамиды, с высоты которой ни передел собственности, ни чревоугодие, ни посещение казино уже не кажутся увлекательными и азартными занятиями. Оставшийся наедине со своим капиталом обладатель всех земных благ впадает в тоску, излечить которую в состоянии только вечное, например собственная часовня, и масштабное, вроде личного реактивного самолета. Но есть и другой способ утолить страдания капиталиста: побаловать себя шедеврами мирового искусства. Сочетание вечного, дорогого и азартного не только дает возможность прослыть культурным человеком, но и, при грамотном подходе, обеспечивает надежный прирост капитала. Парадокс, но наиболее ценные в финансовом отношении коллекции формируются исходя не столько из финансовых, сколько из сугубо художественных критериев.

Последнее прибежище капитала

Не будет преувеличением сказать, что отечественный арт-рынок переживает настоящий бум. За последний год психологический предел цены одной картины в России превзошел пятьсот тысяч долларов и поднялся почти до миллиона, хотя еще недавно потолочной для российских коллекционеров была сумма в сто тысяч. Эксперты отмечают чрезвычайно бурный ввоз русского искусства с Запада. Дошло до того, что некоторые граждане продают работы, купленные в начале девяностых, как переставшие соответствовать высокому уровню их собраний.

Искусство дорожает во всем мире уже не один десяток лет, но рост цен, происходящий сейчас в России, подстегивается и рядом краткосрочных факторов. Во-первых, при росте доходов высшего класса набор инструментов для долгосрочных инвестиций остается весьма скудным: "объемы и цены на арт-рынке растут, потому что все объекты вложений исчерпаны: рынок акций ненадежен, недвижимость кончилась. Остались произведения искусства - долгосрочные и высоколиквидные объекты", - объясняет Алексей Гарин, исполнительный директор Художественного бюро, ранее именовавшегося "Альфа-арт" и собиравшего известную коллекцию известного банка. Мощный всплеск интереса к искусству именно как к средству спрятать деньги произошел после кризиса 1998 года. Тогда вниманием стали пользоваться не только традиционные левитановские пейзажи, но и актуальное искусство: "До девяносто восьмого года современное искусство вообще не покупалось, мы сидели в полном минусе. Но в момент кризиса люди стали вынимать деньги из акций, ГКО и еще неизвестно чего и вкладывались в искусство. Галерейщики очень хорошо заработали на комиссии", - рассказывает Айдан Салахова, владелица галереи современного искусства "Айдан". Впрочем, с тех пор спрос и не думал снижаться. По оценкам Салаховой, цены на качественные экземпляры современного искусства растут сейчас в России минимум на 15-20% в год. Галерист рассказывает, что картина Дубосарского и Виноградова "На пленэре", где Шварценеггер показывает бицепсы пионерам сталинских времен, на прошлогодней "Арт-Москве" "ушла" за 7 тыс. долларов. Сейчас эта работа, получившая популярно