Пятизвездные метры

Русский бизнес
«Эксперт» №37 (343) 7 октября 2002
Увеличившийся в этом году на четверть туристический поток привел к тому, что дорогие столичные отели оказались заполнены, а цены на их услуги выросли. Гостиничный бизнес вновь становится привлекательным для инвесторов

"Националь'' сегодня загружен на семьдесят процентов, - говорит директор службы маркетинга гостиницы Александр Воронцов. - И если рассуждать о предновогодней перспективе, то, думаю, мы сможем преодолеть эту отметку. Этот показатель существенно выше среднегодового европейского для отелей такого уровня. Оптимальным условием работы гостиницы, когда соблюдаются стандарты обслуживания и бизнес приносит стабильный доход, являют шестьдесят пять-семьдесят два процента. Рост загрузки выше семидесяти двух процентов оборачивается цейтнотом в работе служб, что неприемлемо для гостиницы пятизвездного статуса".

Новый деловой сезон столичные высококлассные отели открыли с рекордными для послекризисных лет показателями хозяйственной активности. Так, средняя загрузка гостиниц составляет сегодня 65%, по сравнению с прошлым годом она выросла на 10% (в некоторых отелях рост почти 50-процентный). А общая выручка от работы высококлассных отелей по сравнению с тем же периодом увеличилась на 25-30%. Специалисты считают, что стабилизация гостиничного рынка, наблюдаемая в последние годы, сменилась новым подъемом и перспективы здесь огромны: сегодняшний уровень доходов дорогих столичных отелей составляет лишь половину от того, что они зарабатывали до кризиса.

Подчеркнем, что названные тенденции действуют на рынке высококлассных столичных отелей уровня четыре-пять звезд, таких, как "Националь", "Балчуг", сеть отелей "Марриотт", "Шератон" и проч. Гостиничные предприятия так называемого среднего класса ("Космос", "Пекин", "Украина", "Измайлово" и др.) все эти годы развивались по другому сценарию. В отличие от дорогих отелей, которые тяжело адаптировались к новым условиям после августовского дефолта, они, наоборот, после кризиса успешно привлекали новых клиентов и в дальнейшем демонстрировали высокие показатели роста. Так, уже второй год подряд в разгар летнего сезона заполняемость отелей среднего уровня составляет 80-100%.

В сегменте же дорогих гостиниц лишь в этом году стала заметна активная динамика роста. Причем это касается не только центральных гостиниц, традиционно лидирующих на рынке, но и отелей так называемого второго эшелона, которые медленнее набирали обороты из-за высокой вместимости и не слишком удобного расположения. Так, по словам Ивана Подгорнева, заместителя директора по продажам отеля "Ренессанс-Москва" ("Олимпик-Пента"), за прошедший год средняя загрузка у них выросла на 37%. На услуги гостиницы "Рэдиссон-Славянская" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос увеличился на 46,2%. Загрузка "Ирис-конгресс-отеля" выросла на 49%, отеля "Аэростар" - на 17%. И это при том, что все эти гостиницы не только не снизили, но даже несколько подняли цены.

Причина оживления гостиничного бизнеса в столице очевидна. Вследствие улучшения экономической и политической ситуации значительно больше гостей стало приезжать в Москву.

В целом турпоток за прошедший год увеличился на 25% - как за счет тех, кто приезжает по делам (такие постояльцы составляют 60% клиентск