Локомотив казахстанской экономики

Спецвыпуск
«Эксперт» №38 (344) 14 октября 2002
Ликвидация МПС и создание национальной компании "Казахстан темир жолы" дали старт структурной реформе крупнейшей железнодорожной системы Центральной Азии

Чтобы понять, что значат для Казахстана железные дороги, достаточно пары сравнений. На 13,6 тыс. км железнодорожных магистральных линий республики приходится 14,8 млн жителей, или чуть более тысячи человек на 1 км пути. Плотность эксплуатационных железнодорожных путей составляет 5,3 км на 1 тыс. кв. км. А в соседнем Китае с его 68 тыс. км железных дорог на 1 км приходится примерно 20 тыс. потенциальных пассажиров при почти такой же плотности железнодорожных путей (около 7 км на 1 тыс. кв. км).

На практике это означает, что стране с небольшим населением и, соответственно, пассажирооборотом приходится содержать огромное железнодорожное хозяйство, на котором занято более 125 тыс. человек, или почти 1% населения.

Управляет железными дорогами в Республике Казахстан закрытое акционерное общество "Национальная компания 'Казахстан темир жолы" (ЗАО КТЖ). Компания, созданная полгода назад, является крупнейшим предприятием страны как по объему производимой продукции, так и по числу работающих. Перед ЗАО КТЖ, которой передано все хозяйство бывшего МПС, поставлена цель провести комплексную реструктуризацию отрасли, сделав ее высокорентабельной.

Президент компании Ерлан Атамкулов сказал нам, что, принимая решение о реформе отрасли, правительство исходило из логичной посылки: коль скоро Казахстан признан страной с рыночной экономикой, такая громадная отрасль, которая дает более 6% ВВП и примерно столько же налоговых поступлений, не может остаться в стороне от рыночных преобразований.

Республика Казахстан первой среди государств СНГ начала проводить реструктуризацию на железной дороге. Компания произвела организационно-финансовое разделение основной и перевозочной деятельности. В настоящее время практически завершена передача всех социальных объектов (школ, больниц и т. д.) на баланс местных органов власти.

- Все эти преобразования, - сказал нам Атамкулов, - итог ясной концепции, конкретных решений и четких планов. Вся структурная реформа рассчитана на период до две тысячи девятого года.

Головная компания - это ЗАО со стопроцентно государственным пакетом акций, в его уставный капитал переданы акции всех акционерных обществ, созданных на базе РГП "Казахстан темир жолы". Это перевозочные компании и обеспечивающий сектор - всего их сейчас двенадцать.

В период с 1991-го по 1998 год падение объемов грузоперевозок происходило огромными темпами, в среднем по 20% в год. В итоге случился переизбыток активов. Следовательно, хозяйства обеспечивающей деятельности оказались загружены лишь на 25-30% своих мощностей, а это означало, что все последние годы КТЖ приходилось нести все затраты по их содержанию и выплате зарплаты.

Согласно программе реструктуризации, сейчас идет процесс выделения депо в самостоятельные хозяйствующие субъекты - ПК и ТОО, который планируется завершить уже в будущем году.

Ремонтные депо отпускают в "свободное плавание", но этот процесс не поставлен на самотек. Ведь многие предприятия будет трудно перепрофилировать на другие виды деятельности. Компание

РГП "Казахстан темир жолы", на базе которого в 2002 году было создано ЗАО НК КТЖ, в начале 2001 года получило международные рейтинги на уровне суверенного эмитента Standard & Poor`s - BB- и Moody`s Investor Service - B1. В третьем квартале 2001 года рейтинги были улучшены до ВВ S & P и B2 Moody`s Investor Service. Рейтинговые решения приняты вслед за состоявшимся 18 мая 2001 года повышением суверенных кредитных рейтингов Республики Казахстан в местной валюте до ВВ+ и в иностранной валюте - до ВВ, а также утверждением программы реструктуризации КТЖ правительством Казахстана.

Казахстан - перекресток трансазиатских транспортных коридоров

Железнодорожная сеть Республики Казахстан представляет собой магистральные линии, пересекающие территорию страны в широтном и меридианальном направлениях, связывающие республику с Европой через Россию, с Юго-Восточной Азией через Китай и Средним Востоком через Узбекистан и Туркменистан. Казахстан, находясь в центре Евроазиатского континента, является естественным перекрестком транспортных путей.

Трансазиатский железнодорожный маршрут, проходящий по территории республики, можно разделить на следующие транспортные коридоры.

Центральный коридор (Дружба-Алма-Ата-Арысь-Ченгельды) проходит по территории Алма-Атинской, Жамбульской и Южно-Казахстанской областей и обслуживает юго-восточные регионы республики. Кроме внутриреспубликанских перевозок по Центральному коридору осуществляются значительные объемы перевозок грузов в межгосударственном сообщении Казахстана с республиками Центральной Азии, транзитные перевозки Центральная Азия-Казахстан-Россия и Центральная Азия-Казахстан-Китай.

Северный коридор (Дружба-Актогай-Моинты-Акмола-Кокчетав-Пресногорьковская) с востока на северо-запад пересекает регионы страны с высокой степенью промышленного развития, особенно в Центральном Казахстане. В районе тяготения коридора расположена столица Казахстана - Астана, а также крупные промышленные регионы: Карагандинский, Балхашский, Кокшетауский.

По Среднеазиатскому коридору (Дружба-Арысь-Кандагач-Озинки) осуществляются межгосударственные связи центральноазиатских республик с европейскими государствами дальнего и ближнего зарубежья. Коридор пересекает западные районы Казахстана с юга на север и проходит по территории Кзыл-Ординской, Актюбинской, Западно-Казахстанской областей.

Западный коридор (ТРАСЕКА, Дружба-Арысь-Кандагач-Макат-Бейнеу-Мангышлак-порт Актау) проходит по территориям Алма-Атинской, Кзыл-Ординской, Атырауской и Мангистауской областей и обеспечивает потребности в грузовых перевозках основного нефтедобывающего региона республики и транзитных потоков из стран Юго-Восточной Азии.

Для увеличения объемов транзитных перевозок "Казахстан темир жолы" принимает меры по привлечению дополнительных транзитных грузопотоков. Разработан маршрут скоростного контейнерного поезда по северному коридору Трансазиатской магистрали на направлении Дружба-Западная Европа, а также ряд специальных маршрутов по другим транзитным коридорам. Начато привлечение транзитных грузов на порт Актау в рамках маршрута ТРАСЕКА, в направлении Ирана и Афганистана.