Вторая волна

Международный бизнес
Москва, 21.10.2002
«Эксперт» №39 (345)
Восточная Европа становится главной сборочной площадкой крупнейших европейских автокомпаний. Автомобильные компании ждут дополнительных прибылей, а рабочие ЕС - сокращений

В начале октября Еврокомиссия определилась со списком восточноевропейских стран, которые в 2004 году станут членами Европейского союза. Для автомобильных компаний это решение стало последним сигналом к развертыванию предприятий в Восточной Европе. Первым стал немецкий концерн Volkswagen - он переведет часть производства из Испании в Словакию. О своем решении "двигаться на Восток" объявили также PSA Peugeot Citroen и Toyota. Свой выбор эти компании объясняют стремлением сэкономить на издержках: стоимость рабочей силы, например, в Польше в разы ниже, чем в соседней с ней Германии. Кроме того, у восточных соседей менее требовательные профсоюзы и проще трудовое законодательство, да и продажи новых машин в Восточной Европе растут быстрее, чем в Центральной и Западной. "Вы получаете общие правила игры и единый рынок, а ваши издержки ниже - неудивительно, что они идут на Восток", - сказал "Эксперту" аналитик международной консалтинговой компании DRI-Wefa Тим Армстронг.

Дешевые руки

Впервые идея построить современный европейский завод в стране с низкой стоимостью рабочей силой была реализована в Испании. Когда в 1986 году страну приняли в ЕС, свои предприятия там построили Volkswagen, PSA Peugeot Citroen, General Motors и Ford. Они рассчитывали выиграть за счет низкой стоимости рабочих рук: в Испании строились автомобильные заводы и предприятия по выпуску комплектующих. "Не надо недооценивать фактор стоимости рабочей силы. Казалось бы, автомобиль собирают на конвейере максимум один час: где здесь экономить? Однако, прежде чем узлы приходят на конвейер, их собирают на предприятиях-поставщиках: они приходят на новые рынки вместе с предприятиями своих клиентов. Таким образом, реальная экономия достигает сотен евро с каждой машины. Экономия немалая, особенно если брать производство компактных и недорогих автомобилей", - говорит Эрик Хейманн, аналитик исследовательской компании DB Research.

Восточная Европа собирается повторить путь Испании (символично, что именно испанский Seat первым ощутит на себе последствия этих желаний). Большинство стран региона еще в начале 90-х годов либо продали свои автомобильные компании иностранцам (Чехия - Volkswagen, Польша - Daewoo), либо, вводя высокие пошлины, стимулировали сборку автомобилей из машинокомплектов - этот путь, в частности, сначала выбрала Польша. Главное преимущество сборки из машинокомплектов - возможность в любой момент прекратить операции в стране.

В середине 90-х в той же Польше свои предприятия построили General Motors и FIAT, однако они работали преимущественно на внутренний рынок, а если и экспортировали машины, то в Восточную Европу. Исключением из правил были только две страны - Чехия, где работает Skoda, и Венгрия, производящая Suzuki. К концу 90-х годов в большинстве стран Восточной Европы иностранные автомобили собственного производства занимали 20-40% авторынка (это крайняя цифра, поскольку нельзя производить все машины в одной стране, а потребители не покупают автомобили исключительно одной-двух

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама