Ось великого пути

Общество
Москва, 21.10.2002
Глобальная корпоративность, если таковой суждено возникнуть, будет обладать рассеянной структурой китайского типа, где каждое подразделение обладает высокой степенью самостоятельности

Высматривать культурные различия в бизнесе нет нужды - они и так бросаются в глаза на каждом шагу. Гораздо труднее объяснить, что такое культурный фактор деловой активности. Сопряжения здесь порой бывают самые удивительные. Вспоминаю давний эпизод из моей жизни в Сингапуре. Проезжий японец все время обыгрывает в покер местных "гроссмейстеров", объясняя свои победы выдержкой и спокойствием, которые он приобрел в дзэн-буддийском монастыре. Позже я узнал, что в Японии многие считают знаменитое дзэнское "просветление" ключом к успеху в любом деле. Каноцукэ Мацусита, один из самых удачливых и авторитетных японских предпринимателей ХХ века, выразил свое кредо чисто дзэнской формулировкой: "Если идет дождь, возьмите зонтик". Это значит: не нужно резонерствовать и выдумывать, нужно просто делать дело. Совет столь же простой, сколь и трудновыполнимый.

Сказанное объясняет один малоизвестный даже специалистам факт истории Дальневосточной цивилизации: мудрость "сердечной техники" не получила там однозначного выражения, а породила два принципиально разных, дополняющих друг друга культурных типа. Один из них наиболее полно проявился в Японии и может быть назван маргинальным, или региональным. Другой свойствен культурной традиции континентального Китая.

Японский тип характеризуется стремлением дать исходным идеалам Дальневосточной традиции отчетливое понятийное и даже, насколько возможно, предметное выражение. Собственно, Япония как она есть, со всем ее жизненным укладом и даже физическим обликом, и есть образ "японской мечты", спроецированной на мир, и с муравьиным упорством отшлифованный десятками поколений японцев. Для японцев "правильные" чувства важнее объективных причин, а среди человеческих качеств они превыше всего ценят силу воли и упорство в достижении поставленной цели. Тот же Мацусита набросал план деятельности своей компании на 250 лет вперед. Многие японцы составляют свой личный бизнес-план на всю жизнь - избранному делу нужно оставаться верным до конца.

Духовными же отцами японского капитализма стали проповедники "учения о сердце" (XVIII век), которые учили, что сокровенная "правда сердца" осуществляется в добросовестном труде и исполнении своих общественных обязанностей. Японцы воздвигли свой мир на одной простой истине: хорошо сделать работу - само по себе удовольствие, порадовать своей работой старшего приятно вдвойне. Оттого же идея "единого сердца" стала в Японии санкцией безусловной преданности индивида его коллективу. Не менее примечательна и судьба традиционной идеи социума как междучеловеческого пространства. Последнее стало наглядным элементом японской архитектуры и дизайна, а со временем проникло и в японский менеджмент. Вот характерный пример: президент одной из крупнейших японских компаний, "Фудзи Ксерокс", Етаро Кобаяси считает и важнейшим организационным принципом своей корпорации пространство человеческой сообщительности. Кобаяси понимает его как "пространство соучастия в созидании знания. Это пространство может быть физическим, к

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама