Байкальский уголь хочет гореть

Спецвыпуск "С кризисом в российской угольной индустрии можно справиться при минимальной поддержке со стороны государства", - заявили представители отрасли на Байкальском экономическом форуме

Российские угольщики постарались максимально сфокусировать внимание участников Байкальского экономического форума на проблемах своей отрасли. Выступление на форуме президента Сибирской угольной энергетической компании "Байкал-уголь" (СУЭК) Олега Мисевры оказалось как нельзя более актуальным, поскольку кризис перепроизводства, наступивший из-за аномально теплой зимы, в большей степени затронул как раз шахтеров Восточной Сибири и Дальнего Востока, специализирующихся на добыче энергетических углей. Из выступления главы СУЭК стало понятно, что у социально значимой отрасли есть все шансы восстановить "статус-кво", однако для этого необходима разумная промышленная политика государства в данном сегменте рынка.

Дотации те же - цели другие

Так чем же государство может помочь сегодня угольщикам? Вот один из живых примеров. В российском бюджете на текущий год было заложено более 4 млрд рублей, предназначенных на инвестиции в расширение производства угля. Однако в условиях кризиса перепроизводства льготный бюджетный кредит под цели расширения производства стал бессмысленным. Так, СУЭК, выигравший на конкурсной основе право на получение из бюджета 1,1 млрд рублей, от кредита отказался.

Между тем социально значимые предприятия отрасли остро нуждаются в пополнении оборотных средств. Логично было бы перенаправить заложенные в бюджете деньги, к примеру, на субсидирование процентных ставок по кредитам для угольных компаний в рамках программы реструктуризации просроченной задолженности предприятий угледобычи, накопленной в 90-е годы. Если государство перенацелит кредиты, первоначально предназначавшиеся на инвестиции для угольщиков, на субсидирование кредитов, идущих на погашение долгов, то оно от этого только выиграет: выделенные деньги практически сразу вернутся обратно в бюджет в виде погашенной в ускоренном темпе задолженности. Субсидируя ставку по кредиту, государство стимулирует угольщиков вернуть в бюджет огромный долг, при этом позволяя им оставаться на плаву и, избавившись от долгового бремени, заняться развитием производства.

Например, у СУЭКа, формирование которого как полноценного холдинга началось немногим более года назад, долги в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды накапливались в течение многих лет еще до включения предприятий в холдинг. Если бы целевое назначение выигранных компанией 1,1 млрд рублей бюджетного кредита удалось изменить, эти средства можно было бы направить на субсидирование по выплатам двух третей процентной ставки в рамках программы реструктуризации долгов.

Чтобы сделать это на законных основаниях, необходимо изменить целевое назначение бюджетных субсидий. Это станет возможным, если будут внесены изменения в статью 74 Закона о бюджете РФ на 2002 год. Соответствующий законопроект уже получил "добро" со стороны правительства.

Цель - "узкое горло"

Субсидирование долговой задолженности со стороны государства может решить сверхактуальный для угольщиков вопрос инвестиций в собственное развитие. В условиях кризиса перепроизводства у

Из выступлений участников Байкальского экономического форума

Заместитель министра экономического развития Мухамед Циканов:

- Специалисты Министерства экономического развития РФ подготовили новый вариант федерального Закона о недрах. Действующий закон, регулирующий недропользование, достаточно коррупциогенный, то есть имеет бреши для злоупотреблений. Новый вариант закона ликвидирует эти недостатки. Разработчики предлагают вместо формулировки "недра - это государственная собственность" (при этом не указывается какая - муниципальная, федеральная, областная) ввести положение о том, что недра - федеральная собственность.

В существующем законе прописано только лицензионное недропользование. То есть лицензирующие организации (в лице госчиновников) могут произвольно дать или отнять лицензию на разработку недр. Эта ситуация в современных условиях недопустима. Необходимо перевести недропользование в плоскость гражданско-правовых отношений. По нашему законопроекту, недропользователь должен заключить сделку с собственником недр (федерацией). Причем сделку эту можно будет расторгнуть только через суд. Таким образом, мы ограничиваем чиновничий произвол в этой сфере.

Еще одно принципиальное положение нового закона - участки недропользования в обязательном порядке должны выставляться на аукцион. Никаких особых условий ни для каких структур быть не должно. Кроме того, предусматривается разделение субъектов, ведущих разведку и добычу минерально-сырьевых ресурсов. Мы считаем, что разведкой должно заниматься государство, а разработкой - частный собственник.

Директор Института Дальнего Востока РАН Михаил Титаренко:

- Сибирь и Дальний Восток - стратегическая база для интеграции России в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. АТР является одним из быстроразвивающихся регионов мира, потенциально способным дать толчок развитию российской экономики. При этом процесс интеграции России в АТР должен координироваться на институциональных уровнях. В частности, необходимо создать институт макро- и микроэкономики Сибирского и Дальневосточного региона для регулирования региональных экономических процессов, в результате которого эта часть РФ как раз и смогла бы стать базой для интеграции России в глобальную экономику. Необходимо также создание финансового института, например Банка развития Сибири и Дальнего Востока, где будут концентрироваться капиталы, которые в настоящее время рассеяны по всей территории региона. Такой банк должен быть коммерческим, однако большая часть его акционерного капитала должна принадлежать государству.

Председатель комитета по социальной политике Совета Федерации Валентина Петренко:

- Период с 2008-го по 2016 год станет пиком естественной убыли населения Российской Федерации. Через шесть лет естественная убыль населения в России, по предварительным прогнозам, достигнет максимальных показателей. На Дальнем Востоке и в Сибири эта цифра составит семьсот тысяч человек (в 2000 году, например, разница между родившимися и умершими в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах составляла 124617 человек).

Закономерность такой перспективы выявляется из последних статистических данных. Если в конце девяностых годов, по математическим расчетам, на одну россиянку детородного возраста приходилось 1,25 ежегодно рождаемых детей, то к 2008 году этот показатель снизится до 0,8.