Перепись как наследие прошлого

Экономика и финансы
Москва, 21.10.2002
«Эксперт» №39 (345)
Перепись населения даст заведомо неточные результаты. Гораздо более продуктивно объявить правительственный тендер на разработку глобальной базы данных "Население России"

Каждое утро я начинаю свой рабочий день с того, что выгребаю из своего электронного почтового ящика груду рекламного мусора, ругая себя за то, что пару лет назад санкционировал включение адреса института в какие-то телефонные справочники московских связистов. Ерунда, в конце концов лишних пяти минут не жалко. Но удручает другое: все граждане нашей страны "под колпаком", во всяком случае за весьма умеренные деньги, как сулит реклама, любой гражданин России (как вполне законопослушный, так и не очень) может получить данные о нашем движимом и недвижимом имуществе. Конкретно - об автомобилях и квартирах. Более того, об истории их приобретения, числе прописанных в квартирах и владельцах машин... Возможно, это чисто профилактическое брюзжание, но мне почему-то неприятно, что в этот самый момент, когда я пишу эту статью, некий из моих сограждан-россиян, число коих превышает 140 миллионов человек, на дисплее своего компьютера оценивает уровень моей обеспеченности жильем и транспортом. А государство ничего не делает для того, чтобы соответствующие базы данных были защищены от постороннего глаза.

Российские ученые обратились к населению страны с призывом принять участие в переписи. Однако же мотивация академиков достаточно своеобразна. Один из них - директор академического института - в прямом эфире так прямо и произнес с экрана, что результаты переписи им нужны для проведения всевозможных анализов, а то, мол, данные давно не поступали. Можно, конечно, посочувствовать бедным российским ученым, однако подобная аргументация целесообразности переписи меня совершенно не убеждает.

Поверьте, государство сейчас и так знает практически все о каждом из нас. И рассказывать ему больше ничего не надо. А затевать перепись, которая даст заведомо неточные результаты, гораздо хуже, чем объявить правительственный тендер на разработку глобальной базы данных "Население России", в которую были бы интегрированы существующие информационные базы налоговых служб, военных комиссариатов, структур, регистрирующих сделки с недвижимостью, ГАИ-ГИБДД, органов социальной защиты, системы социального страхования и многих-многих других. Во всяком случае этот путь представляется более перспективным.

Тому, кто скажет, что подобного рода путь приведет к установлению тотального контроля за личностью, отвечу, что это неизбежно в том новом мировом порядке, к которому стремится вменяемая часть мировой цивилизации после сентября 2001 года. Общество имеет право на защиту от личности, а чтобы защищаться, оно должно знать об этой личности как можно больше. С другой стороны, законопослушные личности имеют право на защиту от доступа к частной информации о них. Соответствующая законодательная база уже существует во многих государствах, и речь лишь идет о контроле за соблюдением ее положений.

На самом деле воображение услужливо рисует разные схемы дифференцированного доступа к информации о конкретном гражданине в зависимости от степени его общественной благонадежности, однако здесь необходимо остановить

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама