Страна советов

Экономика и финансы
«Эксперт» №41 (347) 4 ноября 2002
На рынок финансового консалтинга сегодня активно внедряются банки, компании - системные интеграторы и даже подразделения промышленных групп. И у каждого из них свое понимание финансового консалтинга

В последние месяцы на рынке консультационных услуг наблюдается любопытное явление: услуги по финансовому консалтингу все чаще предлагают компании, которые к консультационному бизнесу изначально имели весьма отдаленное отношение. Это, в частности, банки и фирмы - системные интеграторы.

Сегодня финансовый консалтинг - самое популярное направление деятельности российских консультационных фирм, да и спрос на эту услугу со стороны отечественных компаний непрерывно растет. С этой точки зрения появление на рынке новых игроков кажется вполне логичным: IT-шникам перед внедрением на предприятии своих информационных систем все равно приходится досконально изучать финансовую ситуацию в компании, так почему бы им не дать несколько советов по устранению недостатков, которые в ходе этих исследований выявляются.

Аналогичная ситуация и с банками: прежде чем выдать кредит, они проводят исследование компании-клиента, узнают ее проблемы и недостатки и при наличии соответствующих специалистов вполне могут дать рекомендации по решению проблем потенциального кредитополучателя. Однако на практике ситуация намного сложнее, что объясняется расплывчатостью самого понятия "финансовый консалтинг".

Сегодня ведущие игроки на этом рынке - крупные аудиторские фирмы с диверсифицированным набором услуг, который, как правило, помимо аудита включает в себя постановку или восстановление бухгалтерского учета, налоговое планирование и постановку управленческого учета. Крупнейшие аудиторские фирмы в дополнение к этому набору предлагают еще и оценочные услуги, консультации по стратегическому планированию и организационному развитию, внедрение информационных систем на предприятии. Компании, которые позиционируют себя как чисто консультационные, по большому счету отличаются от этих аудиторских фирм лишь отсутствием в перечне услуг аудита. Все перечисленные выше услуги, за исключением разве что оценочных и того же аудита, считаются "финансовым консалтингом", который, впрочем, этим отнюдь не исчерпывается.

Например, одна из любимых сфер финансового консалтинга - такие прозаические вопросы, как затраты на капитальное строительство и ремонт оборудования. "Проблемы строительства несут в себе очень большую финансовую нагрузку, - говорит директор по корпоративным финансам компании 'Аксион Консалтинг' (консультационного подразделения группы 'ЦентрИнвест') Виталий Нистратов. - Например, можно инвестировать в строительство сто миллионов долларов либо сейчас, либо через два года. От правильного ответа на этот вопрос зависят либо большой выигрыш, либо огромные потери. Или ремонт оборудования. Очень часто получается так, что, например, из ста единиц оборудования только четыре-пять потребляют семьдесят-восемьдесят процентов всего ремонтного фонда. Мы их вычисляем и даем рекомендацию убрать. Кроме того, хозяину предприятия нужно, чтобы оборудование не ремонтировалось, а действовало. У нас есть определенные процедурные хитрости, когда менталитет персонала, занятого ремонтом оборудования, сдвигается в нуж

Партнер компании ФБК, заместитель генерального директора по вопросам аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам Алексей Терехов:

- По оценкам многих экспертов, за последний год произошло значительное увеличение емкости рынка консалтинга в целом и, соответственно, финансового консалтинга как его части. Можно выделить два фактора этого роста. Во-первых, это объективный фактор, который вызван бурным ростом "холдингов". При этом приобретаемые активы могут не соответствовать основному бизнесу, структурные единицы холдинга, как правило, слабо интегрированы, финансовые и товарные потоки плохо отрегулированы, финансовое и налоговое планирование находится на гране конфликта с Налоговым кодексом, а нередко и с Уголовным. Второй фактор роста консалтингового рынка - субъективный, когда профессиональный уровень консультантов отвечает запросу рынка. Банки, собственные финансовые директора, бухгалтеры не могут в полной мере отвечать задачам, стоящим перед организацией, в связи с узостью профессиональных областей их финансовой деятельности. Сегодня организации и консультанты, во многом успешно пережив период становления своих взаимоотношений, строят серьезные планы на будущее.

Первый заместитель председателя правления Федерального банка инноваций и развития Юрий Кулайчук:

- Спрос на финансовый консалтинг определяется востребованностью, сложностью и новизной тех или иных банковских услуг. Например, при частых обращениях клиентов по вопросам валютного регулирования, где существующее законодательство не всегда позволяет получить однозначный ответ, специалисты банка предлагают решения, обеспечивающие работу клиентов строго в рамках действующих нормативных документов. Повышение спроса на кредитные услуги за последние год-два, а также сложность кредитного процесса обусловили увеличение потребностей клиентов в этой области финансового консалтинга.

В перспективе мы ожидаем рост спроса клиентов на новые услуги, появление которых предопределено развитием информационных технологий. Банки не смогут остаться в стороне от этого процесса, поскольку работают в первую очередь с информацией, а не с деньгами, как ростовщики. Кардинальных перемен на рынке консультационных услуг в связи с развитием финансового консалтинга в банках я не ожидаю. Банки занимают здесь свою нишу, вряд ли кто-нибудь может составить им конкуренцию. Развитие финансового консалтинга в банковской сфере будет следовать за развитием банковских услуг.

Директор по консалтингу компании IBS Георгий Чкареули:

- Очень важно понимать, что такое консалтинг и что накладывает на него отпечаток. Потому что аудит - это абсолютно отдельный бизнес, который живет по своим законам и работает как очень хороший конвейер: есть люди, которые знают отдельные процедуры, они их закрыли, сделали заключение и передали клиента другим подразделениям. Бизнес бухгалтерско-аудиторских фирм заключается не в создании отчетности, а в ее проверке. А консалтинг - это строительство, построение какой-то функции. Это в корне другой бизнес.

Смысл консалтинга в том, что мы оказываем услуги в управлении изменениями. Мы не придумываем, как все переделать в компании, мы работаем вместе с клиентом. И наша цель как финансового консультанта - быть партнером номер один финансового директора и помочь ему проводить те преобразования, которые он сам хочет проводить. Мы хотим делать финансовый консалтинг с точки зрения продвинутого финансового менеджера и принести клиенту "в одном флаконе" тот опыт людей и тот набор компетенций, который позволит решить данную задачу.