Негомогенный рынок

Экономика и финансы
«Эксперт» №41 (347) 4 ноября 2002
Дополнительные 80 миллиардов долларов делают наш потребительский рынок более разнообразным. И это один из факторов его роста

Официальные данные о емкости потребительского рынка России занижены примерно на 80 млрд долларов. Только с учетом этих денег можно объяснить, почему наш внутренний рынок развивается так быстро Игорь Березин (руководитель аналитической группы "Эксперт-МА")

Итак, представленные расчеты подсказывают, что потребительский рынок России больше оцениваемого Госкомстатом примерно на 80 млрд долларов. "Это абсолютно не важно для нас, - часто слышим мы раздражение российских бизнесменов. - Для нас важнее не абсолютные значения, а градиенты - растет рынок или падает и с каким темпом". Эти соображения совершенно понятны. Да, для любого бизнеса параметром первого уровня значимости является динамика, которая подсказывает, сулит будущее быстрое развитие или стагнацию. И в этом смысле, кстати, в России пока все хорошо - уже третий год подряд потребительский рынок прирастает на 30-40 млрд долларов в год, сумму, примерно равную всему нефтяному экспорту страны. Но именно вследствие этого роста с каждым годом все большее значение имеет то, насколько верный ответ мы дадим на вопрос: за счет чего происходит этот быстрый рост? И здесь нам как раз и нужна более или менее верная дооценка размеров потребительского рынка.

Что дает нам эта дооценка? Прежде всего она дает нам возможность по косвенным данным определить, есть ли в стране потребители, способные покупать. Какова численность этих групп и какова платежеспособность каждой из них. Если мы берем данные Госкомстата, то мы видим, что в стране всего 20% населения (28 млн человек) способны покупать мебель и домашнюю технику, они же могут позволить себе эпизодическое посещение ресторанов и клубов, они же, возможно, будут готовы платить небольшие деньги за образование своих детей и т. д. Но, во-первых, 28 млн - это очень маленький сегмент, а во-вторых, средний доход этой группы - примерно 200 долларов на душу - предполагает, что все перечисленное должно быть сравнительно дешевым. Но эти обстоятельства ставят крест на развитии нашего внутреннего рынка. Потому что если на рынке нет (или очень мало) потребителей, готовых платить сравнительно дорого, то предприниматели не могут рассчитывать на хороший доход даже в начале своей деятельности, и это лишает их интереса к развитию новых товарных рынков, а нас всех - возможности хоть когда-нибудь воспользоваться благами современной цивилизации. Грубо говоря, если бы российские потребители были сегодня так бедны, как это следует из официальных данных, то автомобильные дилеры не везли бы в Россию подержанные, но в хорошей форме иномарки, АвтоВАЗ с ГАЗом не испытывали бы конкурентного давления и не пытались сделать отечественный автомобиль хоть немного получше, а западные компании, соответственно, не имели бы никакого стимула затевать в России собственное производство.

К счастью, официальная статистика немного ошибается, и мы имеем куда более интересную для бизнеса структуру потребительского рынка. Конечно, делить дополнительные деньги по принципу Парето, то есть распределяя большую ча