Антидемократичные американцы

Международный бизнес
«Эксперт» №42 (348) 11 ноября 2002
Европейские авиастроители выиграли рынок "дешевых" авиаперевозок. Boeing в отместку собирается быстро и дорого доставлять в любую точку планеты "жирных пассажиров"

В корпорации Boeing все чаще вспоминают плакат, вывешенный кем-то из уволенных рабочих прямо на выезде из Сиэтла, - "Последний уезжающий из города, пожалуйста, погасите свет!". Тогда, в конце 60-х, с завершением Лунной программы для детища Билла Боинга наступила черная полоса. Корпорация испытала самое крупное за свою историю сокращение штата (было уволено почти 45 тыс. рабочих) и уже полтора года сидела без новых заказов. В производстве еще не было ни 747-й модели, впоследствии с триумфом покорившей трансатлантические трассы, ни знаменитых "трех семерок" - самого эффективного широкофюзеляжного лайнера нового поколения.

Сейчас ситуация повторяется. Завод корпорации Boeing в городе Эверетт (спутник Сиэтла) - самое большое в мире производственное здание, в котором в лучшие времена одновременно собиралось до 30 лайнеров (причем один самолет удавалось делать за 40 дней), - сейчас загружен лишь наполовину. "Хотя для нас это был крайне болезненный шаг, мы были вынуждены уволить тридцать тысяч сотрудников, чтобы помочь отрасли", - говорит Алан Малалли, президент и главный исполнительный директор Boeing Commercial Airplanes Group. Топ-менеджера можно понять. Сегодня только в пустынях Невады на стоянках в законсервированном виде находится более тысячи невостребованных самолетов Boeing, которые раньше летали на внутриамериканских маршрутах. Но сейчас у большинства авиакомпаний США нет средств даже на оплату их хранения.

На днях руководство Boeing опять пересмотрело прогноз производства пассажирских самолетов в сторону понижения. "Мы полагали, что ситуация стабилизируется уже к две тысячи четвертому году, но снижение скорее всего будет продолжаться дольше", - говорит г-н Малалли. Характерно, что главный конкурент Boeing - Airbus Industrie - не уволил ни одного штатного сотрудника и сокращать производство отнюдь не собирается. В 2001 году Airbus впервые за свою историю обошел Boeing и по количеству, и по сумме новых полученных заказов. На европейский концерн приходится 53% мирового рынка в натуральном выражении и 61% - в денежном. По данным на август, портфель твердых заказов у Airbus насчитывает 1714 самолета, тогда как у Boeing - только 1481. Почему же могущественная корпорация, лидирующая на рынке до начала третьего тысячелетия, сейчас резко сдала позиции?

Рекордные убытки

Пожалуй, главная ошибка топ-менеджеров Boeing состоит в том, что они сделали слишком большую ставку на внутренний рынок, где господствуют так называемые традиционные авиаперевозчики, выполняющие рейсы из центральных аэропортов и предлагающие пассажирам высокий сервис. 11 сентября прошлого года ставка эта была проиграна. В течение 2001 года восемь крупнейших авиакомпаний США потеряли в общей сложности 7,5 млрд долларов (несмотря на существенный "пакет помощи" от американского правительства, который уже перевалил за 5 млрд долларов). С начала этого года убытки американских авиалиний выросли еще более чем на 2 млрд долларов. Больше всего не везет второй по величине американской авиакомпани