Мы не догоним

Культура
«Эксперт» №42 (348) 11 ноября 2002
В российском шоу-бизнесе, как и во всем мире, стали появляться проекты, полностью разработанные продюсером. Создавая концепцию поп-группы, не все стремятся следовать западной моде. Некоторые обращаются к отечественной эстрадной традиции двадцатилетней давности

В сентябре на телеканале РТР появилось шоу "Стань звездой" - лицензионный вариант прошедшего во многих странах телепроекта Popstars. Вот уже два с лишним месяца зрители наблюдают за процессом создания поп-группы - начиная с отбора солистов и заканчивая хореографической подготовкой. Суть проекта - не только в очередной переделке уже привычной застекольной идеи. Персонажи таких шоу, как "За стеклом" или "Последний герой", перестают быть объектами народного внимания сразу после прекращения съемок. Для героев "Стань звездой" телешоу - только начало. В ближайшем будущем нам обещают представить созданную на наших глазах настоящую супергруппу. Механика шоу-бизнеса, в России традиционно скрытая от глаз публики, впервые лишается покрова таинственности. Показательно, что происходит это на фоне очевидных изменений в российской эстраде, которая в последнее время изо всех сил пытается встроиться в мировой контекст.

Парад самородков

Проект Popstars возник в Австралии четыре года назад. По легенде, местный продюсер однажды увидел, как его дочь отплясывает и поет под Spice Girls, причем ничуть не хуже оригинальной Мел Би. Осознав, что музыкальные дарования могут крыться не только в его дочери, но и в других безвестных девушках, он решил проверить свою догадку с помощью всенародного кастинга в новую группу - и ради вящей публичности превратил отбор молодых певиц в телепередачу. В результате получилось популярнейшее шоу - и не менее популярная девичья группа Bardot, до сих пор оккупирующая первые строчки австралийских хит-парадов. Проект Popstars был продан по лицензии в 25 стран, после чего мировая эстрада обогатилась англичанами Hear`Say (получившими British Music Award), немцами No Angel - одной из самых популярных групп в Европе, американцами O-Town (несколько раз попадали на вторую строчку хит-парада Billboard) и аргентинской группой Bandana (на родине она собирает полные стадионы).

В России проект Popstars был запущен летом этого года (лицензию приобрела компания "ТВ-Дом", в свое время именно она закупила права на телешоу "Как стать миллионером"). Три месяца съемочная группа колесила по просторам страны, разыскивая в глубинке юные дарования, чтобы превратить их во всенародных кумиров. Отбор производили три судьи: легендарный диджей Русской службы Би-би-си Сева Новгородцев, видный продюсер Алексей Макаревич (главный его проект - группа "Лицей") и Фекла Толстая, известная журналистка и телеведущая.

Российский вариант Popstars оказался немного мягче, чем западные. Если в английском шоу с конкурсантами обращались безо всяких церемоний, с легкостью отпуская реплики вроде "Вы ни на что не годны, вон отсюда!", наши ведущие вели себя предельно корректно и покорно выслушивали толпы юных дарований, не попадающих в ноты, пока камера крупным планом демонстрировала дрожащие руки и дырявые ботинки.

"Стань звездой" получилось прямым наследником незабываемого "Знака качества", несколько лет назад потрясавшего воображение публики. Это был настоящий парад самородков, старавши