Газеты прежде всего

Международный бизнес
«Эксперт» №45 (351) 2 декабря 2002

В России наконец-то начали изучать стратегии эффективного издательского бизнеса - конференция под таким названием, организованная Всемирной газетной ассоциацией (WAN), Медиасоюзом и Гильдией издателей периодической печати (ГИПП), прошла в Москве на прошлой неделе. Учились и удивлялись не только отечественные участники, но и их зарубежные коллеги. "Готовясь к конференции, я изучал российскую действительность, - сказал 'Эксперту' советник по стратегиям WAN Джим Чишольм, - и меня поразило, что в России чуть ли не самая низкая в мире доля рекламы в газетах по сравнению с другими СМИ".

Иными словами, у отечественного газетного рынка масса нереализованных возможностей. Ведь газетчики всего мира уверены, что у печатных СМИ большое будущее: согласно проведенным WAN исследованиям, потребители считают наиболее точной, правдивой и полезной именно газетную информацию. Более того, реклама в печатных СМИ раздражает гораздо меньше людей (10%), нежели реклама на радио (23%) и по телевизору (51%).

Однако, чтобы в светлое газетное будущее поверил кто-нибудь еще, кроме работающих в этой сфере, газетам необходимо пересмотреть свои стратегии. Так, заместитель генерального директора WAN Имон Бирн утверждает, что средний читатель просматривает лишь четверть газеты, выбирая то, что ему интересно, при этом четверть информации вообще не читается - никогда и никем. Поэтому г-н Бирн предложил, не тратя лишних денег, делать газету "по особому заказу" читателя и рекламодателя. Ведь современные технологии, такие как цифровая печать и модернизированные экспедиционные подразделения, уже позволяют составлять индивидуальную подборку материалов в пределах одного тиража.

Вся сложность в том, как определить, что именно интересует разные группы читателей: ведь все они читают разные 25%. Специалисты советуют СМИ всеми возможными способами собирать информацию об интересах своих читателях - как настоящих, так и потенциальных.