Хозяин аэропорта

Русский бизнес
«Эксперт» №45 (351) 2 декабря 2002
Чтобы сделать сверхприбыль, надо быть в отрасли первым, считает председатель совета директоров East Line Дмитрий Каменщик

Начав в 1993 году с аренды грузового Ил-76, бывший студент философского факультета МГУ Дмитрий Каменщик за каких-то девять лет сумел повторить путь, которым крупнейшие авиационные конгломераты мира шли десятилетия. Сейчас группа East Line, которой руководит г-н Каменщик, включает в себя непосредственно аэропорт Домодедово, авиакомпанию East Line, сеть по продаже авиабилетов, фабрику бортового питания, турагентство, гостиницу, топливо-заправочный комплекс, компании, обеспечивающие полный цикл обслуживания воздушных судов, пассажиров и экипажей в аэропорту. Аэропорт Домодедово - ключевой бизнес группы East Line - уже вышел на первое место в табели о рангах, обогнав своего главного конкурента - Шереметьево.

Сейчас Домодедово обслуживает около 7 млн пассажиров в год и около 150 тыс. тонн груза. По мировым меркам это немного. Для сравнения: лондонский Хитроу обслуживает на порядок больше пассажиров. Тем не менее темпам роста Домодедово можно позавидовать. С начала года пассажиропоток аэропорта вырос на 76%. В ближайшие три года группа East Line намерена провести реконструкцию второй взлетно-посадочной полосы и увеличить пассажиропоток до 20 млн человек в год. Еще через десять лет Домодедово построит третью полосу, что позволит обслуживать до ста взлетно-посадочных операций в час. При этом руководство группы East Line стремится финансировать инвестиционные проекты только из собственных средств компании. Впрочем, оно может себе это позволить. Ежегодный оборот группы, по экспертным оценкам, превышает миллиард долларов, а норма прибыли достигает 30-40%.

- В начале девяностых большинство студентов МГУ с предпринимательской жилкой занимались валютообменными операциями. Вы же сразу, еще обучаясь на философском факультете, пошли в аэропортовый бизнес. В авиационных кругах говорят, что на вас сильно повлиял роман "Аэропорт" Артура Хейли. Это правда?

- Нам Хейли задали прочитать на английском языке. Вскоре после этого я оказался в Домодедово, и, честно говоря, от романтического образа аэропорта Хейли не осталась и следа. Так что заниматься аэропортовым бизнесом мне в то время абсолютно не хотелось. Это произошло случайно, просто нужны были деньги. Надо было джинсы купить, сумку новую, в столовой питаться и так далее. Если бы мне платили хорошую стипендию, я, наверное, до сих пор занимался бы философией. Но мне пришлось устроиться на работу, которая меня и вывела на бизнес по отправке грузов.

- А с чего все начиналось?

- Первым моим серьезным шагом стало то, что я сумел убедить тогдашнее руководство Домодедовского авиационного объединения реализовать совместный проект. Идея была такой: домодедовцы дают в аренду самолет, а я беру на себя всю организацию проекта - международное обеспечение рейсов, топливо, персонал. Если честно, тогда удалось сделать практически невозможное - договориться с китайскими властями и получить разрешение на чартерные рейсы из России.

- А почему вы стали вести бизнес в Домодедово, а не, скажем, во Внуково?

- Тоже случайно, ветер занес.