Борьба с голливудской мельницей

Культура
Москва, 02.12.2002
«Эксперт» №45 (351)
В Москве прошел третий ежегодный фестиваль "Французское кино сегодня". За минувшие годы французский кинематограф стал достаточно силен, чтобы производить самостоятельное кино. Однако призрак Голливуда этому мешает

Как и в прошлые два раза, фестиваль стал своеобразной совместной акцией компании "Юнифранс", занимающейся пропагандой французского кино во всем мире, и российских прокатчиков: "Юнифранс" привозит на фестиваль только те фильмы, которые уже куплены Россией. И демонстрирует их ко всеобщему удовольствию: французская сторона не только находит у нас рынок сбыта, но и выполняет заодно культуртрегерскую функцию, отечественные прокатчики получают праздничный предпремьерный пиар недавно приобретенных картин (вместе с фильмами "Юнифранс" в обязательном порядке привозит на фестиваль их режиссеров, продюсеров или актеров), а зрители имеют возможность увидеть самые свежие французские новинки.

Официальный враг

Смотры достижений разнообразных национальных киношкол происходят у нас регулярно. Устроители подобных фестивалей зачастую везут к нам фильмы из патриотических и почти бескорыстных побуждений (японцы, например, демонстрируют свое кино и вовсе бесплатно). Национальные кинематографы, чувствующие себя ущемленными на мировом кинорынке, испытывают потребность заявлять о себе. Невозможно представить фестиваль, скажем, американского кино - с торжественными речами посла и демонстрацией оскаровских лауреатов. Американцам нечего доказывать ни себе, ни окружающему миру. Остальные же изо всех сил стараются пробиться к публике.

Казалось бы, французы - совсем другое дело. Им уже не нужно никуда "пробиваться", для них фестиваль в России - просто бизнес. Однако именно французский кинематограф, кажется, комплексует больше всех.

VIP-персоны, приезжающие в Москву на фестиваль, в один голос твердят о "борьбе с общим врагом". Голливуд, действительно, практически официальный враг французской культуры. С целью остановить его экспансию во Франции даже введена государственная система поддержки местного кинопроизводителя (часть стоимости каждого проданного билета в кино идет в специальный фонд, из которого выделяются деньги на съемки фильмов). Эта политика господдержки оказалась на редкость успешной: Франция стала крупнейшей европейской кинодержавой со своими хитами, в местном прокате опережающими американские ("Такси-2", "Амели", "Астерикс и Обеликс"), и с развитым экспортом - за последний год французские фильмы за рубежом посмотрели 37,4 млн зрителей.

И все же, старательно отталкиваясь от Голливуда, французские кинематографисты с маниакальной настойчивостью обращаются к нему снова и снова.

Французская история по-американски

От двух предыдущих фестивалей впечатление оставалось довольно пестрое. Страшные маньяки ("Шесть", "Роберто Зукко") соседствовали там с историческими деятелями ("Распутник" Агийона), сложносочиненные компьютерные спецэффекты ("Видок") - с черными комедиями ("Приключения трупа" Бенекса). Весьма посредственный коммерческий мейнстрим перемежался явными шедеврами - странно было смотреть подряд какое-нибудь разухабистое "Такси-2" и тонкую, пронзительную драму "Под песком" Франсуа Озона.

Нынешний фестиваль был на удивление гармоничен: практически все фильмы оказались

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (351) 2 декабря 2002
    Россия-европа-сша
    Содержание:
    Слегка полноватое НАТО

    Реального противника у Североатлантического альянса нет, и он превращается в политический клуб по преодолению кризисов в отношениях Европейского союза и США

    Разное
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама