Трехходовка на Запад

Чтобы через несколько лет получить доступ к западным рынкам капитала, нужно уже сегодня научиться брать в долг

В конце прошлого года стало модно говорить об IPO. И даже не просто о публичном размещении своих акций, а о продаже их на западных финансовых рынках. Логика проста. Для поддержания экономического роста нужны инвестиции. В России их не найти - за все годы мучительных реформ так и не был создан институт, позволяющий направить деньги в экономику. А вот на Западе, несмотря на все симптомы рецессии, денег хватает. По крайней мере, на наши нужды. И цена этих денег крайне невелика. Самые же дешевые деньги можно получить при помощи IPO. Вывод напрашивается сам собой - грядет сезон российских IPO. Словно в подтверждение этого в последние месяцы руководители десятков наших компаний в своих интервью произносили эту заветную аббревиатуру. Лавры "Вимм-Билль-Данна", который привлек 238 млн долларов на Нью-Йоркской бирже, лишь подстегивают эти честолюбивые замыслы. Однако на их осуществление, судя по всему, потребуются годы.

Миф об IPO

Как-то году в 1994-м, беседуя с одним из авторитетнейших на тот момент банкиров, мы пытались добиться от него ответа на вопрос, отчего его банк не покупает акции. После серии политкорректных полуответов он наконец-то ответил прямо: "А зачем? Какая корысть? Вы утверждаете, что они вырастут в цене, - так это еще большой вопрос, я думаю, если и вырастут, то далеко не все. Да и те, что вырастут, скорее всего, трудно будет продать. Дивиденды? Не верю".

Прозорливым оказался тот банкир. Но дело не в нем, а в том, что эту точку зрения он, скорее всего, приобрел во время стажировок на Западе. Соответственно, западные инвесторы придерживаются его точки зрения и поныне. Самое убедительное подтверждение тому - неприлично низкая капитализация российских компаний, их акции просто никто не хочет покупать.

Западные инвесторы с охотой дают российскому бизнесу деньги в долг. Захотят ли они давать их "в рост" - зависит от формирующейся сейчас кредитной истории

Возможно, это звучит несколько странно на фоне регулярных сообщений о том, как успешно размещаются на Западе АДР на российские акции. В самом деле на конец 2002 года российских программ АДР было аж 103, за последние шесть лет в них приняло участие около 60 компаний-эмитентов. На первый взгляд впечатляет. Однако это еще не заветное IPO, а лишь его имитация. Во-первых, практически все АДР выпускались на уже находящиеся в обращении акции (то есть реального капитала эмитентам они не принесли). Во-вторых, тезис публичности здесь проходит с трудом. Подавляющее большинство компаний ограничилось программами АДР первого уровня, то есть эти бумаги не могут обращаться на биржах. Причина в том, что, с одной стороны, эти программы нужны были для того, чтобы несколько успокоить уже имевшихся иностранных акционеров. С другой - программа первого уровня обойдется всего-то в 40-80 тыс. долларов, выпуск же биржевых АДР (третьего уровня) сопряжен с расходами, измеряемыми миллионами долларов.

Что же до реальных публичных размещений за рубежом, то их до обидного мало. Строго говоря, всего четыре. В докризисном 199

У партнеров

    Реклама