Рост в ожидании спада

Наука и технологии
Москва, 13.01.2003
«Эксперт» №1 (355)
Российский ИТ-сектор растет быстро, но не так, как мог бы. Чтобы выйти на новый уровень развития, ИТ-компаниям надо решиться на внутреннюю реструктуризацию и научиться стимулировать спрос

В начале прошлого года мне пришлось обсуждать его перспективы с руководителем российского представительства крупной зарубежной компании, поставщика телекоммуникационного оборудования. Он заметил, что не ожидает от предстоящего года ничего особенно хорошего: для рынка ИКТ сейчас не лучшие времена. Для мирового рынка, возможно, - да. Но почему это утверждение должно распространяться на российский рынок? Как привязан к нему спрос на продукцию и услуги сектора внутри страны? Мне не удалось получить тогда ответ на эти вопросы.

Прирост российского сектора информационных технологий в 2002 году, по предварительным оценкам, достиг 19%, а объем рынка - 3 млрд долларов. ИКТ остается одним из самых быстрорастущих секторов, и это хорошо заметно на фоне общего четырехпроцентного роста нашей экономики в прошлом году и тем более на фоне глубочайшего уныния на мировом ИТ-рынке.

С другой стороны, так ли уж хорош этот результат? Доходы только софтверных компаний в Индии в прошлом году превысили 7,6 млрд долларов и продолжали расти, невзирая на спад мировой конъюнктуры. Не ощутили спада и китайские товарищи, работающие в секторе высоких технологий; более того, за этот год они умудрились вдвое нарастить экспорт своей продукции прямо в логово этого самого спада, в США.

Наконец, кризис ИТ-отрасли отнюдь не помешал многим российским компаниям наращивать обороты, в том числе и тем, кто работает на экспорт. Ведь реакция западных партнеров на кризис тоже была разной. Miсrosoft, например, объявила о том, что серьезно - до 5 млрд долларов - наращивает инвестиции в исследования и разработки. Не собираются сворачивать эти расходы и индийские, и корейские компании.

Но главным стимулом к росту рынка могло бы стать значительное расширение внутреннего спроса. Плохая мировая конъюнктура не могла не повлиять на российские ИТ-компании, работающие на внутренний рынок, но это влияние никак не могло быть определяющим. Прошлый год, пожалуй, впервые был отмечен серьезным ростом внутреннего спроса со стороны компаний в целом ряде секторов легкой, обрабатывающей, пищевой промышленности, тех, кто работает на рынке внутри страны. Росли реальные доходы населения, рос спрос на их продукцию, и рос их спрос на продукцию ИТ-сектора. Послекризисные годы создали целый новый класс потенциальных потребителей информационных технологий - средний бизнес, ориентированный на внутренний рынок. И если рынок относительно небольших компаний давно и с успехом освоен целым рядом поставщиков во главе с "1С", то средний бизнес как потребитель пока почти не замечен ИТ-компаниями.

Ритейлеры, дистрибуторы, транспортники, небольшие производственные компании уже достигли той фазы, когда дальнейший контроль за бизнесом невозможен без использования профессиональных информационных и телекоммуникационных систем. Экономический рост последних лет принес с собой усиление конкуренции в этих секторах, замедление роста сильно сократило маржу. Задача повышения эффективности в новом масштабе для этих компаний стоит очень остро. Ст

У партнеров

    Реклама