Вот и вся любовь

Культура
Москва, 20.01.2003
«Эксперт» №2 (356)
На этой неделе в Москве заканчивается фестиваль "Лики любви". Судя по всему, организаторам удалось превратить его из любопытного кинокурьеза в достойное и даже модное мероприятие

"Лики любви" - пожалуй, самое странное и эклектичное российское кинособытие. Еще не так давно фестиваль с диковатым названием вызывал лишь иронию, а заголовки посвященных ему газетных статей веселили публику милыми каламбурами вроде "Фрики любви", "Тики любви" и "Клики любви". В этом году каламбуров куда меньше - то ли надоели, то ли ирония стала выглядеть неуместной. "Лики любви", ко всеобщему удивлению, изменились.

Начать хотя бы с того, что в этом году в программу включен фильм с гомосексуальным героем ("Вдали от рая" Тода Хейнса) - раньше хозяин фестиваля Марк Рудинштейн постоянно подчеркивал, что "Лики" посвящены лишь традиционной, разнополой любви. Кроме того, значительно обширнее, в полном соответствии с нынешней киномодой, оказалась география представленных картин - от Исландии ("Смех чайки" Агуста Гудмундсона) до Ирана ("Я - Таране, мне 15 лет"), от США ("Секретарша" Стивена Шнайберга) до Японии ("Куклы" Такеши Китано) и Южной Кореи ("Оазис" Ли Чанг Донга). Намного разнообразнее стали типажи: немногочисленные романтические влюбленные теряются на фоне шизофреников, садо-мазохистов, имбецилов и паралитиков. А публика фестиваля теперь делится на две непохожие группы - синефилов и тех, кто просто хочет "быть первым", попасть на показ модных фильмов за пару месяцев до их выхода в прокат.

Для первых лакомым кусочком конкурсной программы стали фильмы стран бывшего соцлагеря - благо программный директор "Ликов" Сергей Лаврентьев особенно любит восточноевропейское кино. Ну а вторых привлекали сенсации и открытия других международных фестивалей - фильмы Такеши Китано, Ли Чанг Донга, Тода Хейнса и Веры Сторожевой.

Главным ожиданием фестиваля были, конечно, "Куклы" (картина шла вне конкурса, как "специальное событие") - фильм Китано без самого Китано. Парализованное и лишенное мимики лицо режиссера-"якудзы" ни на секунду не появляется в кадре. Однако все особенности стиля Китано тут как тут: история крошится на эпизоды и статичные картинки-натюрморты, звук и изображение часто не совпадают, по очереди обгоняя друг друга. Фабула фильма - несколько мало связанных друг с другом историй-сказок. В центре - сюжет о молодом клерке Мацумото, сбежавшем с собственной свадьбы к безумной возлюбленной по имени Савако. Привязав к себе девушку красной бельевой веревкой, Мацумото весь фильм бредет по живописнейшим местам Японии. По пути ему попадаются другие персонажи, у каждого из которых своя, тоже печальная и сентиментальная, любовная история.

Не менее эстетское впечатление производит "Вдали от рая" Хейнса. Используя шаблон любовно-бытовой драмы, Хейнс создал настоящую "энциклопедию американской жизни" 1950-х: экономический рост и товарное изобилие, начало бэби-бума и расовая сегрегация, торжество ценностей среднего класса и расцвет подпольной гей-субкультуры. Герои фильма, семья Уитекеров, - типичные персонажи американского кино, рекламных постеров и гламурных журналов той эпохи (для усиления глянцевого эффекта Хейнс не только использовал старомодные "текниколор

У партнеров

    «Эксперт»
    №2 (356) 20 января 2003
    Рынок нефти
    Содержание:
    Год дорогой нефти

    Увеличение добычи странами ОПЕК может остановить рост цен на нефть, но вряд ли приведет к их снижению. А нестабильность на Ближнем Востоке и в Венесуэле может вызвать скачок цен до 50 долларов за баррель

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама