Катастрофа

Тема недели
«Эксперт» №5 (359) 10 февраля 2003
Гибель Columbia прервет полеты шаттлов на неопределенное время. Этой паузой может воспользоваться Россия, чтобы укрепить свои позиции в космосе

При возвращении на Землю первого февраля в 9.00 по времени восточного побережья США за шестнадцать минут до предполагаемой посадки на космодроме в Центре космических полетов имени Джона Кеннеди на мысе Канаверал (штат Флорида) потерпел крушение многоразовый космический корабль Columbia. Весь экипаж - шесть американских и один израильский астронавт - погиб.

Катастрофа произошла в небе над Техасом на высоте 63 км. Двигаясь с гиперзвуковой скоростью (20 тыс. км в час) в плотных слоях атмосферы шаттл Columbia стал разрушаться, загорелся и рассыпался на куски. Специальные поисковые группы Национального агентства аэронавтики и космических исследований США (NASA) обнаружили более двух тысяч обломков корабля и фрагментов тел астронавтов, разбросанных на площади 1,2 тыс. кв. км в пяти юго-западных штатах США. Расследованием причин катастрофы уже занимается независимая межведомственная комиссия. На эти цели Белый дом в экстренном порядке запросил у конгресса полмиллиарда долларов, в ближайшее время они будут выделены. До завершения расследования независимой комиссии NASA ввело запрет на полеты шаттлов, приостановив тем самым всю пилотируемую космическую программу США.

На кирпиче с крыльями

Выступая со специальным заявлением на пресс-конференции, созванной сразу после катастрофы, руководитель программы шаттлов Рон Диттмор заявил, что говорить о первопричине трагедии пока преждевременно: сейчас с уверенностью можно сказать только о том, как разрушался шаттл. По его словам, в 8.16 по времени восточного побережья (16.16 по московскому) шаттл Columbia отстрелил тормозные двигатели и начал вхождение в атмосферу. Все его системы функционировали нормально. Но уже в 8.52 три датчика на левом шасси в отсеке внутри корабля показали резкий скачок температуры, она выросла на 30 градусов по Фаренгейту. Через минуту повышение температуры показал и датчик, расположенный у левого крыла. Она повысилась уже на 60 градусов, а у правого крыла, как и положено, на 15 градусов. В NASA перестала поступать информация о температуре в левосторонней гидравлической системе шаттла, однако командир корабля Рик Хазбэнд сказал, что ему она по-прежнему доступна. В 16.59 по Москве, когда шаттл был над востоком Техаса, отключились все сенсоры температуры и давления с наружной и внутренней стороны левого борта Columbia. Корабль резко накренился влево. Бортовой компьютер, чтобы выровнять шаттл, на две секунды включил правый маневровый двигатель. В это же время центр в Хьюстоне попросил команду передать показания датчиков по радиосвязи, но пилоты не успели этого сделать - связь с астронавтами шаттла оборвалась на полуслове. "Роджер, у меня..." - только и успел сказать командир Columbia.


Двигаясь с гиперзвуковой скоростью в плотных слоях атмосферы, шаттл Columbia стал разрушаться, загорелся и рассыпался на куски

Первыми свидетелями космической катастрофы стали жители востока Калифорнии, наблюдавшие, как от корабля отлетают какие-то куски. По мнению экспертов NASA, распад корпуса шаттла п