"Cухой" полетел в регионы

Повестка дня
«Эксперт» №10 (364) 17 марта 2003

Два других участника тендера - ОАО "Туполев" и ОАО "ЭМЗ имени Мясищева" заведомо считались аутсайдерами. Их семидесятиместные самолеты - Ту-414 и М-60-70, предложенные на суд конкурсной комиссии, не могли быть построены и запущенны в серию из-за отсутствия средств.

Фирмы Туполева и Мясищева находятся в тяжелом финансовом состоянии, поэтому их проигрыш был предопределен. Из-за этого у наблюдателей создалось ощущение, что сам тендер затевался только для того, чтобы в нем победила фирма Сухого. Глава АХК "Сухой" (материнская компания ГСС) Михаил Погосян был настолько уверен в успехе своего проекта, что еще в начале марта, то есть как минимум за неделю до подведения итогов конкурса, подписал в Сиэтле соглашение о сотрудничестве по программе RRJ с главным исполнительным директором корпорации Boeing Аланом Малалли. К этому времени г-н Погосян уже имел в своем портфеле аналогичные соглашения с двумя другими стратегическими партнерами по консорциуму - Авиакомплексом имени Ильюшина и ОКБ имени Яковлева.

Правда, чиновники "Росавиакосмоса" не считают, что тендер на региональный самолет был организован "под фирму Сухого", в котором она победила без борьбы. Свой выбор в пользу ГСС представители нашего авиакосмического агентства объясняют чисто формальными причинами. Дескать, проект RRJ проработан лучше, чем у конкурентов. На самом деле причина победы "Сухого" исключительно в деньгах. АХК "Сухой" ежегодно продает на мировом рынке истребителей и бомбардировщиков примерно на 1,5-2 млрд долларов. Руководство "Сухого" сразу же заявило, что часть средств, полученных от экспортных контрактов, направит на реализацию программы строительства регионального самолета. Она предусматривает создание целого семейства лайнеров на 60, 75 и 90 пассажиров. По словам гендиректора ГСС Андрея Ильина, проектирование, разработка, сертификационные испытания и выпуск предсерийных образцов базовой модели RRJ-75 потребует примерно 600 млн долларов. Основные средства на реализацию программы будут привлекаться за счет участников проекта, твердых заказов авиакомпаний и сторонних инвесторов. Свою лепту внесет и государство. Проект RRJ будет включен в Федеральную программу развития гражданской авиатехники России на 2002-2010 годы. Это означает, что фирма Сухого получит из госбюджета на свой самолет около 120 млн долларов. Примерно три четверти конструкторских работ выполнит сама ГСС, а оставшуюся часть - фирмы Ильюшина, Яковлева и Boeing. При этом американцы, уже вложившие несколько миллионов долларов в RRJ, предоставят свою интеллектуальную собственность для проектирования, производства, сертификации, маркетинга и послепродажного обслуживания самолетов, а также управления всей программой. Первый самолет RRJ-75 поднимется в воздух в начале 2007 года. Спрос на него ожидается неплохой. По расчетам экспертов, до 2022 года на мировом рынке может быть продано порядка 630 таких авиалайнеров.