Незалежные сладости

Русский бизнес
«Эксперт» №10 (364) 17 марта 2003
Украинская кондитерская корпорация Roshen незаметно укрепляется в российских регионах. В обозримом будущем она претендует стать крупнейшим игроком на рынке

Заговорить о лидере украинской кондитерской отрасли в российском контексте заставил необычный факт. Появилась информация, что в конце февраля этого года корпорация Roshen приобрела две российские кондитерские торговые марки, "Вокруг света" и "Королевский десерт", чтобы под этими марками продавать здесь свою продукцию.

При этом Roshen не новичок на российском рынке. Компания давно экспортирует в Россию свои конфеты. Кроме того, она владеет контрольным пакетом липецкой кондитерской фабрики "Ликонф" и в этом году собирается построить новое производство карамели в Брянске. В беседе с "Экспертом" руководство компании заявило о начале формирования собственной сбытовой инфраструктуры в России.

В результате агрессивной производственной и маркетинговой стратегии доля украинской компании, уже на сегодняшний день составляющая около 5% рынка, должна, по расчетам менеджеров, увеличиться до 10%. Таким образом, через год-другой Roshen претендует возглавить список российских кондитеров.

Дыма без огня не бывает

Вячеслав Москалевский, генеральный директор Roshen, отказался официально подтвердить или опровергнуть информацию о покупке двух упомянутых торговых марок. Однако в своих дальнейших комментариях г-н Москалевский этот факт по существу признал.

Осторожность г-на Москалевского объясняется, во-первых, непрозрачностью процесса регистрации торговых марок в России. "У вас очень много фирм, которые берут словарь Даля и регистрируют чуть ли не каждое слово. Кто реально владеет торговыми марками, я до сих пор понять не могу", - сокрушается гендиректор Roshen. По его словам, на заявку о регистрации марки российские патентные органы реагируют очень медленно и часто отвечают что-то вроде: "Извините, буквально за два дня до вас подобную марку уже зарегистрировали". "В такой ситуации единственно надежным вариантом остается покупка реально существующего брэнда", - сделал вывод г-н Москалевский.

Во-вторых, руководство Roshen опасается, что в свете предстоящей экспансии украинской компании на российский рынок местные конкуренты могут постараться создать ей дополнительные трудности в области патентов.

Тем не менее г-н Москалевский настроен весьма решительно. "Мы собираемся приобретать российские торговые марки и регистрировать свои", - сказал он.

Экспортный феномен

Корпорация Roshen занимает на украинском кондитерском рынке самую большую долю - 23,6%, лидируя с заметным отрывом от остальных игроков (см. график) .

Главная причина ее успеха - изначально выбранная стратегия поддержки отечественного производства и традиционных, известных еще с советских времен кондитерских марок (торт "Киевский", конфеты "Барбарис", "Белочка", шоколад "Театральный", "Чайка" и т. д.). "Когда другие занимались сникерсами, мы продолжали производство всем известных изделий по тем же рецептам и технологиям, - рассказывает Вячеслав Москалевский. - После кризиса девяносто восьмого года, когда спрос на импортную кондитерскую продукцию резко упал, потребитель сразу переключился на наши традиционные сладос