Страхование тоже бизнес

Спецвыпуск
«Эксперт» №17 (371) 12 мая 2003
Страховой бизнес перестает быть кустарным: в прошлом году компании начали показывать реальную прибыль, а рынок в целом - быстро капитализироваться, причем как за счет собственных средств страховщиков, так и за счет вложений инвесторов

Движущая сила любого бизнеса, как известно, прибыль. А прибыль - это не только растущие доходы, но и минимизация расходов. С доходом еще пару лет назад в страховом бизнесе проблем не было: нерисковые виды страхования не приносили никакой головной боли. Будь то "зарплатное" страхование жизни, возвратное медицинское страхование или организация финансовых "схем" для предприятий при помощи имущественного страхования - во всех этих случаях страховая компания спокойно жила на четко определенные комиссионные. Более того, благодаря комиссионным она могла не волноваться по поводу устойчивости своего небольшого рискового портфеля. Но когда этот самый небольшой реальный рисковый страховой портфель вдруг начал резко расти, все изменилось.

Вдруг выяснилось, что автострахование приносит убытки; расходы на продажи, содержание штата и урегулирование страховых случаев крайне высоки; филиалы занимаются самоуправством; медучреждения попросту обворовывают страховщика на "приписках" невыполненных услуг; корпоративные постоянные клиенты не только стабильно приносят деньги в качестве страховых взносов, но и время от времени желают получить возмещение своих убытков, и суммы здесь могут исчисляться миллионами рублей или даже долларов. Новые условия бизнеса потребовали апробации других, более технологичных, подходов в автостраховании, инвестиционной деятельности, перестраховании и маркетинге.

Таковы основные тенденции прошедшего года. И кто из страховщиков окажется через несколько лет на лидирующих позициях, будет зависеть от того, насколько быстро компаниям удастся поменять структуру управления.

О "серых" схемах

Развитие страхового рынка на протяжении последнего года соответствует теоретическим прогнозам. Значительный рост отмечается на рынке реального страхования: наиболее динамично развивались автострахование, страхование имущества организаций, страхование грузов и авиационное страхование.

Несколько ниже были темпы роста на рынке медицинского страхования - развитие страхования крупных клиентов притормозил Налоговый кодекс, повлиявший, кстати, и на снижение нерисковых псевдостраховых медицинских программ. Впрочем, расширения добровольного медицинского страхования можно ожидать уже через несколько лет.

А вот на рынке страхования жизни в 2002 году была и вовсе отрицательная динамика, и пока снижение взносов по соответствующим программам продолжается. Хотя лазейки для "схем" все равно остались, данный вид бизнеса постепенно сходит на нет. Практически все лидеры рынка заявили о прекращении операций в краткосрочном страховании жизни. Некоторые компании уже в 2002 году показали по этому виду "ноль", другие резко снизили обороты. И это вполне логично: как правило, отношения между страховщиком и клиентом строятся на долгосрочной основе, и поэтому полный отказ от нерискового страхования жизни может занять несколько лет, а постепенное сокращение объемов по этому виду требует значительных выплат. Конечно, снижение операций по страхованию жизни в нынешнем контексте надо воспринимат

Страховые организации, имеющие высокий рейтинг надежности (классы A, A+, A++)

"Авиа" (Красноярск) A АФЕС A+ Страховой дом ВСК A++ "Ингосстрах" A++ Индустриальная перестраховочная компания A++ "Москва Ре" A+ "НАСКО Татарстан" (Казань) A "Нефтеполис" A+ "Прогресс-Гарант" A+ "РЕСО-Гарантия" A++ РОСНО A++ "Россия" A+ "Русский мир" (Санкт-Петербург) A+ Русский страховой центр A+ "Согласие" A+ "Спасские ворота" A+ "Шексна" A+ "Энергогарант" A+ "ЮжУрал-АСКО" (Челябинск) A+ BTA (Рига, Латвия) A++ "Транссиб Ре" A++Re

В списке указаны все страховые организации, имеющие официальные рейтинговые оценки на 1 мая 2003 года. Три компании отказались от публикации рейтинга.

Новый рейтинг

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" присвоило рейтинг A+ (высокий уровень надежности со стабильными перспективами) страховой компании "Шексна". Компания входит в группу "Северсталь", однако выгодно отличается от большинства кэптивных страховщиков тем, что делает ставку на развитие классического страхования. "Шексна" обладает значительным финансовым потенциалом - как за счет собственных средств, так и за счет накопленных резервных фондов. Суммарная величина ликвидных активов компании, размещенных в банковские инструменты и котируемые акции, составляет более 950 млн рублей. Крупные промышленные риски группы компания перестраховывает на международном рынке через брокера Willis.

Методика размерных классов

Традиционно страховщиков принято ранжировать по размеру собранных за год взносов либо по величине совокупных активов на определенную дату. Однако оба этих метода неоднократно и небезосновательно критиковались.

Учитывать или нет взносы по страхованию жизни? А если нет, то почему? Аннуитеты - деятельность абсолютно законная, а неклассических "схем" и в других видах страхования хватает. Может ли страховщик считаться лидером рынка, если он является фронтирующей компанией, то есть все собранные взносы передает дальше в перестрахование? Как различать кэптивные компании, ориентирующиеся на обслуживание отдельных клиентов, и универсальных страховщиков, активно работающих на открытом страховом рынке? Насколько у страховой компании, находящейся вверху какого-либо ранжированного списка, финансовые и статистические показатели сбалансированы? Достаточны ли ее собственные средства для тех объемов рисков, которые она на себя принимает?

Полноценно оценить "качество" страховой компании можно только путем проведения полноценной рейтинговой оценки. В настоящее время рейтинги имеют уже многие лидеры российского страхового рынка. Однако получение рейтинга - дело сугубо добровольное, а на рынке работает много страховщиков, масштабы деятельности которых интересны для их клиентов. Именно поэтому в этом году мы впервые сознательно отказались от публикации списка страховщиков, ранжированных по взносам. Этот список, иллюстрирующий деятельность 200 компаний, динамику их развития и уровень выплат, размещен на сайте www.raexpert.ru/insurance. В "Эксперте" же мы публикуем сводную таблицу, в которой все страховые компании относятся к различным размерным классам. И только в рамках своего размерного класса они для удобства ранжируются по величине взносов.

Страховая компания может быть отнесена к одному из двенадцати размерных классов: от 1-а (максимальный) до 6-б (минимальный).

Первый компонент (цифра от 1 до 6) характеризует развитие компании с точки зрения финансовых и объемных характеристик деятельности. Он определяется тремя показателями:

- страховыми взносами, собранными компанией за год по всем классам бизнеса по прямому страхованию и перестрахованию;
- собственными средствами;
- ликвидными активами, соответствующими страховым резервам компании по классическим видам страхования и собственным средствам.

Второй компонент (буква "а" или "б") характеризует развитость клиентской базы компании и ее географию деятельности. Он также определяется тремя показателями:

- количеством классов бизнеса, в которых компанией заключено значительное число договоров;
- зависимостью компании от отдельных клиентов;
- числом реально действующих филиалов.

В таблице приведена информация лишь по тем компаниям, которые предоставили "Эксперту" свои данные. Деятельность информационно закрытых страховщиков умышленно не освещается. Компании, подтвердившие свои данные официальными формами отчетности, выделены жирным шрифтом.

Анализ полной базы данных по рынку свидетельствует, что классы 1 и 2 в таблице отражены практически в полном объеме, возможно, за исключением двух-трех компаний. В классы 3 и 4, по нашим оценкам, помимо указанных в таблице могут попасть еще до 50 российских страховых компаний (большинство - в классы, содержащие компонент "б").