Москву зажгли

Культура
«Эксперт» №19 (373) 26 мая 2003

Семнадцатого мая Тверская площадь горела огнем. Под самой мордой коня Юрия Долгорукого вспыхивал фейерверк, за его хвостом в небо взлетали ракеты, а по канату, протянутому между рестораном "Арагви" и книжным магазином "Москва", на пятидесятиметровой высоте расхаживал бесстрашный человек, зажав в руке факел, словно сердце Данко. Так "зажигали" на открытии V Театрального фестиваля им. Чехова "Комедианты" - старейший уличный театр из Испании. Привезенному в Москву пиротехническому спектаклю "Демоны" уже больше двадцати лет, однако за эти годы он не потерял своей привлекательности.

"Комедианты" начинали еще при Франко. При диктаторе собираться больше трех на улице не разрешалось, поэтому за свои уличные представления артисты не раз попадали в каталажки. Пережив диктатуру, "Комедианты" стали самой влиятельной труппой Испании. Они играли и на закрытии Олимпиады в Барселоне, и перед королем Хуаном Карлосом. Сегодня "Комедианты" напоминают Театр на Таганке: политический пафос их спектаклей незаметно иссяк, однако постановочные технологии до сих пор работают.

В спектакле "Демоны" тоже можно при желании увидеть политическую подоплеку. Ближе к финалу между двумя армиями демонов разыгрывается форменная гражданская война: "белые", воплощающие порядок, холод, смерть, вступают в схватку с "красными", символизирующими страсть, жар, жизнь. Нечего и говорить, что победа остается за "нашими": красные демоны, веселые и неприличные, легко одолевают белых, занудных и чинных.

Впрочем, политический подтекст тут на самом деле вовсе ни при чем. "Демоны" - дивное зрелище, перенасыщенное дорогой пиротехникой, инфернальной музыкой и сложносочиненными спецэффектами. Что касается актеров, то их задача не слишком сложна: им нужно лишь носить жуткие рогатые маски, водить на поводке гигантского дракона с глазами-фарами, регулярно взрывать петарды и осыпать визжащих зрителей снопами огненных искр. Толпу "Комедианты" заводят замечательно: непривычные к подобным действам москвичи моментально расслабились и принялись играть с "демонами" в их пугающие игры.

Если же говорить о фестивале в целом, то по статусу приглашенных режиссеров и уровню спектаклей Чеховский фестиваль ничем не уступает Эдинбургскому или Авиньонскому. И если раньше Москве не хватало лишь одного - безумной и захватывающей стихии уличных театров, то "Комедианты" восполнили этот недостаток. Их огненная феерия напомнила нам, что театр - это не только чинные представления классических пьес, но и веселое, жутковатое буйство карнавальной толпы.