Пока не слились

Русский бизнес
«Эксперт» №19 (373) 26 мая 2003
Через три-четыре года в России ожидается рост спроса на сельхозтехнику. Борьбу за новые заказы наши производители могут выиграть у иностранных конкурентов, только консолидируя усилия. Пока им это не очень удается

Два года назад сельскохозяйственное машиностроение стало объектом пристального внимания крупного бизнеса: после многих лет застоя отрасль показала выдающиеся производственные и финансовые результаты и сделала ставку на корпоративное строительство. Однако в конце прошлого года и в первой половине нынешнего интенсивный рост приостановился. Стагнация побудила крупнейших игроков искать пути интенсификации роста. С этой целью аналитический центр "Эксперта" совместно с тремя главными игроками рынка ("Агромашхолдингом", компанией "Новое содружество" и концерном "Тракторные заводы") провел исследование стратегического состояния отрасли. Его результаты были представлены на конференции "Сельскохозяйственное машиностроение: как добиться стабильного роста".

Проблема-2007

Два последних урожая зерновых стали для аграриев просто бедствием: перепроизводство зерна привело к двукратному падению цен на него, в результате чего сельхозпредприятия оказались на грани рентабельности. Это сказалось и на производителях техники для села: с одной стороны, потребители отказывались от закупок российских комбайнов и тракторов, с другой - иностранные конкуренты стали предлагать выгодные долгосрочные условия кредитования покупки своей продукции.

Чтобы сохранить позиции на рынке, было решено разработать новые механизмы, которые бы стимулировали развитие сразу нескольких отраслей, прямо связанных с сельским хозяйством. Подталкивает к скорейшей реализации подобных планов предстоящее массовое списание устаревшей техники на селе, которое, по прогнозам, должно начаться в 2007 году. Предполагается, что в течение нынешнего года и нескольких последующих закупки сельхозтехники увеличатся как минимум в два раза. Поэтому действовать в преддверии роста спроса машиностроители решили оперативно, но каждый предлагает свои варианты развития.

По данным президента промышленного союза "Новое содружество" Константина Бабкина, зарубежные машкорпорации продают сейчас комбайнов на ту же сумму, что и российские. Такую же оценку тракторного рынка дал на конференции и гендиректор компании "Промтрактор" (основного подразделения концерна "Тракторные заводы") Семен Млодик. Понятно, что в этом случае основные усилия по развитию бизнеса должны быть направлены на усиление конкуренции с иностранными компаниями. Способы решения проблемы, однако, в "Промтракторе" и в "Новом содружестве" видят по-разному. Семен Млодик является сторонником открытого рынка и уповает на технологические инновации, которые у "Промтрактора" есть в "загашнике". Глава "Нового содружества" предлагает радикальный шаг - закрыть этот рынок для иностранцев - и надеется, что при этом потенциал комбайнового рынка для нас увеличится в два раза, а иностранцы захотят наладить с нами кооперацию, то есть привнесут свои стандарты качества и технологии. Чтобы закрыть рынок, в "Новом содружестве" предлагают увеличить заградительные пошлины для подержанных импортных комбайнов с 5 до 35%, а на ввоз новых импортных комбайнов ввести 15-процентный барьер.

Игр