Не оставляйте их без присмотра

Русский бизнес
«Эксперт» №23 (377) 23 июня 2003
Власть изъявила желание видеть частный капитал в жилищно-коммунальном хозяйстве. Но пока не сделала бизнесу привлекательного делового предложения

Реформа ЖКХ, а точнее, улучшение качества коммунальной жизни граждан России, возможна только в том случае, если в эту сферу будут привлечены частные компании и частные же деньги - это соображение все более завоевывает умы чиновников. Как это ни странно, и частный бизнес в последнее время проявил удивительно мощный интерес к ЖКХ. Самый яркий информационный всплеск породил консорциум весьма крупных компаний России: весной этого года Газпромбанк, РАО "ЕЭС России", ЗАО "Ренова", компании "Интеррос", "Евразхолдинг", "Кузбассразрезуголь" и банк "Еврофинанс" учредили ОАО "Российские коммунальные системы", которое должно будет в частном порядке заняться жилищно-коммунальным хозяйством.

На первый взгляд совершенно непонятно, зачем владельцам крупнейших российских компаний весьма запущенная сфера нашего ЖКХ. Однако этому есть экономическое объяснение. Рынок жилищно-коммунальных услуг не мал - его доля в ВВП составляет 3-4%. В частности, объем рынка услуг водоснабжения, по грубой оценке, составляет 1,5-2 млрд долларов (при нынешних тарифах в среднем 15 центов за кубометр и потреблении 250 литров на человека в день). Этот рынок обещает и неплохие рентабельность и обороты: на Западе частные компании, специализирующиеся на услугах по водоснабжению и канализации, работают с рентабельностью 10-20%, а их оборот исчисляется миллиардами долларов. Например, в 2002 году оборот крупнейших в мире операторов в сфере водоснабжения - Vivendi Water и Suez - составил 12,2 и 9 млрд долларов соответственно.

Однако чтобы эти цифры из потенциальных превратились в реальные, одного интереса частного капитала недостаточно. Государство в лице муниципальных властей должно продемонстрировать настоящий профессионализм, разработав конкретные механизмы передачи коммунального хозяйства в управление частникам. Механизмы, которые должны быть грамотны и с юридической, и с экономической точек зрения. Пока таких механизмов нет. Как показывает опыт Перми, сегодня муниципальные власти не умеют эти механизмы просчитывать.

Пермский опыт

По сравнению с глобальным консорциумом крупнейших российских компаний пермская инициатива кажется малостью. Но именно там, в Перми, проект участия частного капитала в ЖКХ оказался ближе всего к реальному старту. В начале апреля администрация города заключила генеральный договор о передаче городских объектов водоснабжения и канализации акционерному обществу "Современный город" - "для эксплуатации и осуществления капитальных вложений". То есть, по сути, городской водоканал был отдан в долгосрочную аренду частной компании.

Арендатор взял на себя обязательство инвестировать в развитие системы коммунального водоснабжения 20 млн долларов на первом этапе (в течение пяти лет) и 100 млн долларов - в течение всего срока действия договора (49 лет). Цифры эти сами по себе вызывают вопрос: не мало ли на полвека? И многие аналитики считают, что действительно мало, оценивая инвестиционные потребности водного хозяйства Перми в 200-600 млн долларов.

Однако город иных требований н