Ликвидация конкурентов

Политика
«Эксперт» №23 (377) 23 июня 2003
Отстранив массовые общественные объединения от участия в парламентских выборах, нынешнее думское большинство обеспечило себе режим наибольшего благоприятствования

В начале июня Госдума приняла пакет поправок, предусматривающих отстранение от участия в парламентских выборах массовых общественных объединений. Соответственно изменены федеральные законы об основных гарантиях избирательных прав, о выборах депутатов Государственной думы и о политических партиях.

Согласно действующему законодательству, политические партии могут участвовать в выборах как самостоятельно, так и в составе избирательных блоков. При этом в блок может входить не более трех субъектов. Устанавливая столь жесткое количественное ограничение блокообразующих структур, парламентарии стремились максимально затруднить появление на выборах сильных политических союзов, в том числе из представителей массовых общественных организаций. С этой целью предусматривалось, что в блок могут входить одна или две политические партии и соответственно два или одно общественное объединение. Для подготовки партий к очередным выборам закон устанавливал двухгодичный переходный период (до 14 июля 2003 года), в рамках которого партии и общественные объединения должны были закончить все организационные и правовые подготовительные мероприятия. По замыслу инициаторов принятия закона о политических партиях, их число на федеральном уровне должно было резко сократиться (региональные партии данным законом запрещены вовсе), а общественно-политические объединения в то время не считались сколько-нибудь серьезными конкурентами.

Жизнь внесла в эти планы существенные коррективы. Число политических партий, прошедших все формальные процедуры регистрации и готовых принять участие в выборах, уже к маю достигло 41, и есть все основания полагать, что их будет более 50. Число общественных объединений могло быть не меньшим. Но самое главное, произошло серьезное смещение акцентов в политических предпочтениях избирателей. Как показывают опросы общественного мнения, деятельность представленных в парламенте политических партий, носящая откровенно приспособленческий, конъюнктурный характер, все более разочаровывает избирателей. На этом фоне заметно окрепли позиции общественных неполитических структур, не запятнавших себя соглашательством с властью и олигархами.

Поэтому новые инициативы центристских фракций были направлены исключительно на ослабление их потенциальных соперников, а вовсе не на синхронизацию партийного и избирательного законодательства и развитие российской политической системы в целом. Ведь у нас в стране уже давно действует суперльготное для политических партий избирательное законодательство, согласно которому к выборам не допускаются профсоюзы, религиозные и благотворительные организации, объединения, созданные по национальному, этническому, расовому и конфессиональному признаку, наконец, международные объединения.

Теперь общероссийские общественные объединения вообще не должны участвовать в думских выборах. И хотя столь радикальный запрет вводится с 1 января 2004 года, внимательное прочтение поправок позволяет сделать вывод, что наиболее крупным общественным объединениям у