Хотим ли мы предпринимать

Повестка дня
«Эксперт» №23 (377) 23 июня 2003
В среде российского среднего класса 25% молодых мужчин и 18% их сверстниц уверены, что через некоторое время откроют собственное дело.

Перспективы развития капитализма в России в изрядной мере связывают с тем, насколько овладеет российскими гражданами дух свободного предпринимательства. Негативная гипотеза гласит, что русские не склонны брать ответственность за собственное дело. Однако опрос, проведенный в рамках исследования "Стиль жизни среднего класса", эту гипотезу развенчивает.

Респондентам был задан вопрос: "При каких условиях вы решитесь начать собственный бизнес?" Одиннадцать процентов ответили, что уже имеют свой бизнес, и еще двенадцать - что в любом случае начнут собственное дело в ближайшее время. Если пересчитать эти цифры на все население страны, то получается, что в ближайшие годы как минимум 6% населения страны займется предпринимательством. Заметим, что в Германии, стране с куда более развитым рынком, доля предпринимателей составляет 9%. В Чехии цифры похожи - примерно 10-11% жителей.

Разрыв вроде есть, однако то же исследование показывает, что проникновение частного дела в образ жизни граждан России - функция от такого параметра, как время. Ведь среди тех, кому сейчас 35-44 года, лишь 12,3% мужчин и 6% женщин собираются открыть собственный бизнес. А среди молодого, уже абсолютно постсоветского поколения (до 24 лет) таких соответственно 25 и 18,4%. То есть значительная часть нашей молодежи уже готова делать ставку на себя, и это означает, что при благоприятном развитии хозяйства пройдет от трех до пяти лет, пока у нас наступит бум предпринимательства.

И еще одна важная новость. Считается, что избыточная бюрократизация и криминализация нашего общества - главные факторы, сдерживающие предпринимательство. В рейтинге же наших респондентов самым главным фактором, побуждающим их к предпринимательству, оказалось наличие надежных связей и клиентов. На втором месте - наличие партнера. Затем - возможность получить кредит. И только на последнем - надежная защита от "наездов". Этот рейтинг факторов показывает: представители среднего класса полагают, что рыночный успех начинается не с ограждения себя от неприятностей, а с клиентов, которые будут покупать, и с партнеров, из которых сложится команда.