В роли биндюжника - "Норникель"

Русский бизнес
«Эксперт» №27-28 (381) 21 июля 2003

По результатам аукциона, проведенного Комитетом по госимуществу Архангельской области, Горно-металлургическая компания "Норильский никель" купила 20% акций Архангельского морского торгового порта (АМТП). Тем самым "Норникель" аккумулировал контрольный пакет так необходимого ему транспортного предприятия. Интересы "Норникеля" в этой сделке представляла московская компания "Бизнес-менеджмент".

Архангельским портом "Норникель" заинтересовался еще в 2000 году, когда было принято решение развивать инфраструктурные объекты, стратегически значимые для компании. Речь прежде всего шла о транспортной инфраструктуре. В 2001-2002 годах "Норникель" скупил 51,9% акций Енисейского речного пароходства (ЕРП). После покупки ЕРП его долги были погашены, а само оно переориентировано под обслуживание предприятий главного акционера. Свыше 60% всех грузоперевозок пароходства приходится на долю "Норникеля".

Одним лишь ЕРП транспортные аппетиты металлургического монополиста не удовлетворить. Зависимый от северного завоза, "Норильский никель" стал прорабатывать и другие направления перевозки грузов и пришел к выводу, что более всего для нужд компании подходит Архангельск. Как объяснили в пресс-службе "Норникеля", "перевалка грузов, поставляемых из регионов, расположенных в европейской части России и ближнего зарубежья, более выгодна через Архангельск, нежели через енисейские порты и Мурманск". Единственный на Севере контейнерный терминал находится в АМТП, да и технические его возможности вполне удовлетворяют современным требованиям.

В результате "Норникель" начал скупать акции порта на рынке - к началу аукциона он был уже крупнейшим акционером АМТП, ему принадлежало более 30% акций. Одновременно "Норникель" стал увеличивать объемы переваливаемых через АМТП грузов (см. график). В денежном выражении объемы переработки грузов Дудинского направления стали составлять 20-30% от общего грузопотока порта.

Как отметил финансовый директор АМТП Юрий Новокрещенов, "'Норильский никель' - единственный реальный пользователь Северного морского пути, обеспечивающий его дорогостоящую поддержку. Взаимная заинтересованность сторон и наличие контрольного пакета в руках металлургов позволят компании начать реализовывать транспортную стратегию по поддержке порта".