Детсад, теплосеть и Dow Jones

Русский бизнес
«Эксперт» №41 (394) 3 ноября 2003
Российские компании начинают рассматривать свои затраты на социальную сферу как инвестиции. Социальные инновации крупного бизнеса могут стать основой следующего экономического витка

Всего два года назад казалось, что славная история Белорецкого металлургического комбината (БМК) закончилась. Старейшее южноуральское предприятие с двухсотсорокалетней, еще демидовской историей, специализирующееся на выпуске метизов, в третье тысячелетие вошло с безнадежно устаревшим металлургическим производством. В Стальной группе "Мечел", которая владеет контрольным пакетом акций БМК, посчитали, что выжить комбинат может только при решительной реструктуризации производства, в частности, если откажется от собственной выплавки. Свои расчеты компания представила региональным и местным властям, и те, набравшись смелости, санкционировали сокращение производства, на котором работало около тысячи человек. Половине сокращенных сотрудников пришлось отправиться на биржу труда, остальных перевели на другие производства комбината либо досрочно отправили на пенсию. Вдобавок с баланса комбината были выведены и переданы муниципалитету непрофильные активы - предприятие ЖКХ, центр досуга и спортклуб. И стратегия сработала: за полтора года почти в два раза выросла выручка от продаж и в три раза экспорт продукции.

К сожалению, БМК - это единичный пример успешной и относительно безболезненной реструктуризации крупного российского предприятия. Между тем социальный аспект реструктуризации бизнеса, связанный с выведением непрофильных активов и избыточной рабочей силы (только в металлургической отрасли работает, по официальным оценкам, 170 тыс. лишнего персонала, а по более реалистичным - 300 тыс.), поддержкой коммунальной инфраструктуры и социальных программ муниципалитетов, - одна из важнейших проблем сегодняшней российской экономики. Дело в том, что российский крупный бизнес достиг той степени развития, когда для дальнейшего движения вперед жизненно необходимо интегрироваться в мирохозяйственные связи и позиционироваться в глобальной конкуренции. Но нашей международной конкурентоспособности мешают колоссальные социальные расходы, в десятки раз превышающие аналогичные показатели зарубежных компаний и сильно увеличивающие себестоимость продукции. Отказаться же от этих расходов одним махом компании не могут, в частности, из-за того, что неизбежно последуют острейшие социальные конфликты.

Эта драматичная ситуация стала предметом специального исследования, проведенного аналитическим центром "Эксперт" при содействии крупнейших компаний России, представителей местных и региональных властей, а также ведущих экономистов страны.

В нагрузку

Нынешним владельцам крупных российских предприятий от прежнего единоличного хозяина - государства - вместе с производственными мощностями достались многочисленный, неплохо образованный и квалифицированный, но явно избыточный персонал, обширная социальная инфраструктура, а порой и целые города с жильем, котельными, детсадами, домами культуры, санаториями, прудами и парками.

Конечно, первый импульс нормального предпринимателя - сократить издержки, не связанные напрямую с производственным процессом. То есть снять со своего баланса все эти я