И деньги, как птицы

Русский бизнес
Москва, 08.12.2003
Создатели дизайн-бюро OstenGruppe считают, что суть профессии дизайнера - не украсить продукт, а понять, зачем он, и сделать его образ максимально точным

Последний Генеральный план развития Москвы, принятый во времена развитого социализма, предусматривал использование в застройке красно-белой гаммы как основной. Оговаривалось, что "это сочетание естественным образом отстоялось в процессе исторического развития города". Трудно угадать, что именно побудило маститых архитекторов настаивать на таком постулате - то ли белый декор красного кирпича кремлевских башен, то ли навязшая в мозгах с поры обычного для студентов МАрхИ увлечения отечественным авангардом картина "Клином красным бей белых" Эль Лисицкого, - а может быть, все они были болельщиками "Спартака", как Брежнев. Тем не менее красный с белым во времена советской власти доминировал в визуальной среде на всей территории империи за исключением Грузии, где при просвещенном Шеварднадзе лозунги было принято рисовать белым по голубому.

Главным видом изобразительного искусства той эпохи считалось монументальное искусство - по крайней мере, оно было самым крупным. Оно бы выглядело еще более крупным, если бы художники не боялись использовать в своих композициях открытые цвета. Но хорошим вкусом считалось приглушать оттенки, и это, по всей видимости, было обусловлено соображением, что ярко-красными могут быть только флаги и лозунги.

Помимо воспитательно-пропагандистской функции монументальное искусство имело еще и утилитарно-эстетическую - прикрывало слепые торцы зданий. Пробовать украшать города чем-то еще было бессмысленно - возле станции метро "Бабушкинская" установили как-то раз скульптурную композицию, изображавшую среди прочего козу, - козе тут же обломали рога. Все привыкли довольствоваться малым, излишества раздражали.

Социализм рухнул из-за развития информационных технологий. Когда-то кремлевские копирайтеры пробовали пудрить мозги аудитории слоганом со странной формулой, где слагаемыми были советская власть и электрификация. Но представить себе тот же коммунизм производным от "компьютеризации" оказалось невозможно. И когда это стало очевидно для всех, коммунистическая идея умерла, и нас потянуло на излишества.

Развитие графического дизайна на Западе всегда было связано с рекламой, упаковкой и дизайном журналов. В его функции входили в том числе пропаганда образа жизни, стимулирующего увеличение потребления, и навязывание некоторых эстетических норм, которые, в свою очередь, способствовали формированию визуальной среды, во многом определявшей культурный уровень населения.

Нечто подобное стало происходить и у нас. Графический дизайн начал работать на рекламу. Прежние стереотипы были разрушены. Возникла новая поп-культура, ориентированная на западные образцы. Умельцы из народа, ставшие пользователями PC, наловчились клепать дизайн, способный удовлетворить нужды заказчиков в красных пиджаках, соответствующий присущему им уровню креатива. Дизайнеры академической школы опешили и долго не могли прийти в себя. Рынок оказался во власти трэша. Если он чему и был адекватен, то лишь представлениям о красивом, сложившимся в пору увлечения полиэтиленовыми

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (399) 8 декабря 2003
    Юкос/Сибнефть
    Содержание:
    Подарок президенту

    Роману Абрамовичу санкционирован захват контроля над крупнейшей нефтяной компанией

    Обзор почты
    Разное
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама