Разговор с колбасой

Русский бизнес
«Эксперт» №47 (400) 15 декабря 2003
Нишевая стратегия средних пищевых компаний позволяет им быстро расти и даже теснить крупных производителей

В продуктовом изобилии супермаркетов наряду с привычными брэндами в последнее время все чаще встречаются и новые. Цены на них несколько выше, чем на известные марки, но кто-то нет-нет да и скажет продавцу: "Порежьте мне, пожалуйста,.." - и назовет какую-нибудь колбасную экзотику, про которую еще мало кто знает. Скорее всего это будет продукция какого-нибудь среднего предприятия, а покупатель уже настолько лоялен этой марке, что не окажись ее, вообще уйдет без колбасы, чем купит другую.

Брэнды средних пищевых компаний становятся все более заметными в российской рознице. Число покупателей у таких производителей растет гораздо быстрее, чем у наших широкоизвестных пищевых гигантов. Так, если лидеры среди крупных российских пищевых предприятий - например, комбинат "Клинский" или Микояновский мясокомбинат - показывают темпы роста около 30% в год, то у среднего бизнеса это показатель достигает сегодня 50-60%, а в первое время обороты таких компаний удваиваются ежегодно.

Наблюдатели говорят о "второй волне" на пищевом рынке и прогнозируют, что со временем эти компании смогут "отъесть" долю у нынешних гигантов. За счет чего это может произойти, мы попытались узнать на примере трех достаточно успешных российских средних предприятий - компаний "Дымов", "Мортадель" и "Ледово".

Быстрый рост

Компанию по производству колбасных изделий "Дымов" создали в 2000 году несколько предпринимателей с Дальнего Востока, у которых уже был опыт в колбасном производстве. Купили в Москве на ладан дышащий заводик, вложили в него 6 млн долларов - и производят здесь сегодня по 45 тонн колбас, колбасок и сосисок в сутки. Проект, как говорят в компании, окупился фактически за год. В 2002 году оборот компании составлял 20 млн долларов, а к сентябрю текущего года вырос примерно до 40 млн долларов.

Компания "Мортадель" - производитель колбасных, кондитерских изделий и деликатесов - начинала в 1991 году с поставок сырья и оборудования для малого и среднего пищевого бизнеса. К 1993 году в компании решили заняться производством и построили свой первый колбасный цех. Сегодня, по нашим оценкам, оборот "Мортаделя" составляет около 60 млн долларов, объем производства - 50-60 тонн продукции в сутки.

Компания "Ледово" появилась на пищевом рынке в 1994 году как оптовый торговец импортными морскими деликатесами. Собственное производство запустили в 1997 году - стали производить замороженные овощные смеси. В конце 90-х построили агрокомплекс по выращиванию шампиньонов. В октябре 2003 года компания открыла в Калининградской области завод по переработке морепродуктов. Сегодня холдинг производит широкий ассортимент замороженных морепродуктов (варено-мороженые креветки, мидии, рапан и проч.), копченые морепродукты, пресервы из морских деликатесов, замороженные овощные смеси и шампиньоны. За 2002 год произвели 15 тыс. тонн ассортиментной продукции. Тогда оборот компании составил 25 млн долларов, в этом году - превысит 30 млн.

Число сотрудников на таких предприятиях варьируется от 350 до 1200 человек.

Cредний бизнес работает эффективнее крупного

Емкость российского рынка продуктов питания оценивается сейчас в 50-60 млрд долларов. По данным Госкомстата, темпы роста в пищевой промышленности в 2001 году составили 10,4%, в 2002 году - 8,7% при росте ВВП России в 5% и 4,3% соответственно. В текущем году темпы немного снизились - с января по октябрь объем производства в пищевке по сравнению с аналогичным периодом 2002 года увеличился на 5%.

Аналитики считают, что свой рост пищевой рынок продолжит. Реальные доходы населения растут уже четвертый год подряд, а именно этим фактором и определяется динамика рынка продовольствия. Есть у отечественных производителей и еще один фактор - хлынувший в 90-х годах в Россию поток низкокачественного импортного продовольствия надолго отбил у основной массы населения охоту покупать продукты зарубежного производства.

Анализ данных последнего рейтинга "Эксперт-200" показывает, что отдельные предприятия в пищевой промышленности по динамике развития и по производительности труда заметно превосходят ведущие российские компании, правда, в рентабельности немного им уступают. По сути, пищевая промышленность показывает, на что способна российская экономика при благоприятном инвестиционном климате. Вложения в пищевку окупаются намного быстрее, чем в базовых отраслях промышленности, и отдачу от инвестиций можно почувствовать уже через год-два. (При всей непредсказуемости ситуации в России такие сроки вполне приемлемы для большинства инвесторов.) Положительным фактором было и то, что сравнительно небольшие пищевые компании никогда не привлекали внимания ни государства, ни олигархов, а депутаты не требовали пересмотра итогов их приватизации. Но тот же рейтинг "Эксперт-200" фиксирует снижение таких показателей, как прибыльность, производительность труда, рентабельность, у крупных пищевых предприятий. По производительности труда пищевой "крупняк" не дотягивает даже до среднего показателя по отраслям: по предприятиям, вошедшим в "Эксперт-200" в 2002 году, производительность труда (объем реализации на одного работника) в среднем составила 38,4 тыс. долл./чел. У средних же предприятий пищевой отрасли этот показатель - свыше 50 тыс. долларов на человека.

Следовательно, в пищевой промышленности средний бизнес сегодня работает эффективнее крупного. И такая ситуация не только в пищевой промышленности. Во всех отраслях, ориентированных на конечного потребителя, средний бизнес переигрывает крупный, поскольку "середнякам" намного легче подстроиться под меняющиеся запросы покупателей.