Общий интерес капитала

Тема недели
Москва, 02.02.2004
«Эксперт» №4 (405)
Российский союз промышленников и предпринимателей, "Деловая Россия" и "Опора России" обсуждают возможности слиться в одну организацию

Глава холдинга "Интеррос", член бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Владимир Потанин на прошлой неделе обратился к членам руководства РСПП с предложением объединить три самые известные предпринимательские организации - РСПП, "Деловую Россию", "Опору России" - и создать на их базе новую организацию, представляющую весь российский бизнес.

Говорят, что эта инициатива согласована и с Кремлем. Хотя мы знаем, что у этого слова много значений. И кого именно имеют в виду те, кто ссылается на кремлевскую санкцию, неясно. Но ясно и то, что без такой санкции реализовать инициативу не удастся.

На призыв г-на Потанина уже успели откликнуться президент РСПП Аркадий Вольский, многие члены бюро РСПП, ряд известных предпринимателей и политиков.

Активно поддержал эту идею президиум "Деловой России", который предложил немедля создать рабочую группу, чтобы выработать алгоритм объединения. По мнению членов президиума "Деловой России", речь должна идти о действительно новой организации, построенной на новых принципах. Доминирующую роль в ней должен играть средний и мелкий бизнес. А главными ее задачами должны стать поддержка и защита среднего и мелкого бизнеса. Пусть олигархи теперь поработают на общее капиталистическое дело.

Все, кто откликнулся на инициативу г-на Потанина, ее вроде одобряют. Известная идея пролетарского вождя, ставшая почти что народной присказкой, получила творческое развитие: после размежевания можно и объединиться.

Размежевание произошло в 2000 году, когда прозвучала идея "равноудаленности", тоже ставшая народной присказкой, и когда руководителям крупных ФПГ предложили записаться в РСПП. Его бюро стало своеобразным клубом олигархов. РСПП должен был представлять перед властью интересы крупнейшего российского капитала. В том же 2000-м году были созданы "Деловая Россия" и "Опора России", которые должны были выражать, соответственно, интересы среднего и мелкого бизнеса. Тогда власти намекали, что бизнесу следует объединиться в три "колонны", каждая из них должна служить каналом обратной связи между соответствующей частью бизнеса и властью.

Как всегда, гладко было только на бумаге. Во-первых, бизнес не спешил никуда записываться. За исключением РСПП, руководство которого говорит о трехстах тысячах членов, другие объединения массовостью похвастаться не могут. Во-вторых, бизнес не хотел строиться по ранжиру. В каждой из организаций оказались представлены предприниматели самого разного калибра. В-третьих, туго было и с обратной связью - сигналы власти подавали разве что олигархи. Остальную часть бизнеса практически не было слышно. С одной стороны, не до того было - выживать надо. С другой - проблемы малого и среднего бизнеса замыкаются в основном на региональном уровне. И многим предпринимателям кажется, что достаточно договориться с местным начальником, чтобы решить все свои проблемы.

Несмотря на все эти "шероховатости", власть добилась главного для себя: лидеры бизнеса стали ходить к президенту гуртом и носить ему свои общес

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (405) 2 февраля 2004
    Бизнес и власть
    Содержание:
    Общий интерес капитала

    Российский союз промышленников и предпринимателей, "Деловая Россия" и "Опора России" обсуждают возможности слиться в одну организацию

    Русский бизнес
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама