Робкий лидер

Русский бизнес
«Эксперт» №7 (408) 23 февраля 2004
Мебельная компания "Шатура" объявила о намерении стать игроком мирового уровня, но ставку она делает исключительно на непритязательные вкусы массового российского потребителя

В прошлом году мебельная компания "Шатура" произвела и продала продукции на 120 млн долларов, что составило примерно 12% российского выпуска и 5% всех продаж мебели в России. Прямых отечественных конкурентов у нее нет: у ближайшего преследователя -компании "Электрогорскмебель" - оборот почти вдвое меньше. Но, как заявил генеральный директор "Шатуры" Валентин Зверев, в ближайшие несколько лет на российский рынок придут иностранные игроки со своей организацией производства и дистрибуторскими сетями - и конкуренция обострится. Для того чтобы сохранить лояльность потребителей, компания предприняла ряд мер как по реорганизации производства и управления, так и по смене имиджа и привлечению инвесторов.

Что же касается продукта "Шатуры", то он останется прежним. Лидер рынка будет и дальше выпускать "роскошные" спальни и стенки, которые по душе небогатому и немолодому покупателю, проживающему вдалеке от столиц.

Интервенция

Приход иностранных мебельщиков в Россию действительно не за горами. До сих пор они решались лишь на совместные предприятия. Но вот в 2004 году в Костроме и в Подмосковье будут построены два предприятия немецкой компании Schieder Mobel Holding (инвестиции составят 80 млн и 20 млн евро). Немцы планируют открыть еще как минимум две фабрики - в Уфе и Ростове-на-Дону.

В ближайшее время эта тенденция лишь усилится. Причин тому несколько. Во-первых, в Европе падает спрос на мебель и замедляются темпы роста ее производства, а в таких странах, как Германия и Франция, выпуск даже снижается. Российский же рынок растет на десятки процентов в год. Во-вторых, в прошлом году - при активном лоббировании со стороны той же "Шатуры" и других отечественных мебельщиков - были повышены ввозные пошлины на дешевую импортную мебель. И одна из продекларированных целей этой акции, надо сказать, достигнута: простимулированы западные инвестиции в местное производство.

Наконец, в России уже появились надежные поставщики сырья и материалов, что немаловажно для западных игроков. Отчасти этому помогла "миссионерская" деятельность шведского концерна ИКЕА, с 2000 года внедряющего западные стандарты качества на российских деревообрабатывающих предприятиях и строящего свои собственные. А недавно в России обосновался крупнейший в Европе производитель ДСП и других материалов для изготовления мебели швейцарский Kronoholding AG - его инвестиции в местное производство в ближайшие пять лет составят 850 млн долларов.

Крутой маршрут

В прошлом году "Шатура" купила за 10 млн долларов Европейскую мебельную компанию (ЕМК) в Саратовской области, что дало ей возможность увеличить объем производства в полтора раза. Запуск собственного производства ДСП (что обошлось в 45 млн долларов) позволил удвоить объем выпуска основных материалов. Расширение производственных мощностей, создание новых технологических цепочек за счет модернизации оборудования, увеличение инвестиций в логистику (на все про все затрачено 66 млн долларов) позволят, по прогнозам руководства компании, увеличить объем продаж