Ставка на кофемолку

Русский бизнес
Москва, 05.04.2004
«Эксперт» №13 (414)
Занять лидирующие позиции на рынке растворимого кофе у российских производителей не получится. Куда перспективнее для них сегмент нерастворимого кофе

На днях российский производитель кофе ЗАО "Московская кофейня на паяхъ" запустило завод полного цикла по производству растворимого кофе в Томилино (Московская область). До этого здесь у компании было фасовочное производство, где фасовался импортируемый кофейный экстракт. В переоборудование завода было вложено 50 млн долларов. И теперь "Московская кофейня на паяхъ" намерена ввозить зеленое зерно и делать из него растворимый сублимированный (полученный путем дробления замороженного кофейного экстракта) кофе под теми же брэндами - "Арабика", "Коломбо", "Суаре".

Сиюминутные плюсы

Решение открыть завод полного цикла на первый взгляд кажется целесообразным. Российский кофейный рынок считается молодым и перспективным - вот уже несколько лет он ежегодно прирастает на 12-15%, так что даже только-только выходящей на рынок компании там найдется место. Наиболее активно развиваются самые дорогие сегменты кофейного рынка - растворимого сублимированного и молотого кофе. По данным исследования компании AC Nielsen, в 2003 году продажи сублимированного кофе в России выросли на 31,3% в натуральном выражении, а продажи гранулированного растворимого кофе (более дешевого) - всего на 11%. Продажи порошкового растворимого кофе снизились на 5,7%. Продажи молотого кофе и кофе в зернах выросли на 38,3%.

В пользу открытия завода свидетельствует и сложившаяся структура рынка: львиная доля его - до 80% - сегодня приходится на растворимый кофе, а 20% - на нерастворимый. С экономической точки зрения производить растворимый кофе выгоднее, чем нерастворимый, поскольку у растворимого кофе многоступенчатая технология, благодаря чему создается большая добавленная стоимость. Пока, правда, практически вся эта добавленная стоимость остается за пределами России, так как 95% растворимого кофе привозится в нашу страну иностранными производителями, такими как Nestle, Kraft, Tchibo и др., или фасуется здесь российскими компаниями. И только 5% растворимого кофе на российском рынке полностью - от зеленого зерна и до готового к употреблению продукта - производится в России. Эти 5% производят три завода полного цикла, два из них остались в наследство с советских времен - "Моспищекомбинат" (сейчас принадлежит компании "Русский продукт") и "Комбинат детского питания и пищевых концентратов". А третий завод недавно построила в Калужской области компания "Русский продукт". Все остальные игроки российского рынка растворимого кофе, а среди них и иностранные, и российские компании, обзавелись лишь своими фасовочными производствами на территории России.

Перспективные минусы

Выходит, что российский рынок растворимого кофе сегодня почти полностью принадлежит иностранцам, и занять здесь существенные позиции у россиян скорее всего не получится - они пока недостаточно сильны для того, чтобы конкурировать с глобальным маркетингом и технологиями иностранных производителей. Так что открытый завод в Томилино, как, впрочем, и любой другой, позволит, конечно же, его владельцам заработать на благоприятной рыночной

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (414) 5 апреля 2004
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Бессмысленная жертва

    Очередной пакет налоговых новаций правительства принесет убытки бюджету и не станет реальным подспорьем для бизнеса. Тем не менее эра бездумного поддержания профицита бюджета, похоже, подходит к концу

    Разное
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама