УЕФА уходит в отрыв

Международный бизнес
Москва, 14.06.2004
«Эксперт» №22 (423)
Новая маркетинговая стратегия обеспечила Европейскому футбольному союзу резкий рост доходов. Столь солидный финансовый фундамент позволит ему играть более важную роль в управлении мировым футболом

Чемпионат Европы по футболу 2004 года стал самым доходным для его организатора - Европейского союза футбольных ассоциаций (УЕФА). Под нынешнее континентальное первенство УЕФА сумел собрать рекордную сумму - 1,25 млрд швейцарских франков (около 1 млрд долларов). По сравнению с ЧЕ-2000 его доходы выросли почти вчетверо. Самое же главное - по итогам последнего четырехлетнего цикла УЕФА стал вдвое богаче, чем Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА). Сегодня по своим финансовым показателям среди спортивных организаций УЕФА уступает лишь Международному олимпийскому комитету.

Резкое увеличение финансового могущества европейской футбольной организации, безусловно, вызовет новый виток в давнем конфликте между руководством УЕФА и ФИФА. Глава УЕФА Леннарт Юханссон и глава ФИФА Зепп Блаттер борются за власть в мировом футболе уже на протяжении шести лет. До сих пор Блаттеру удавалось отбивать атаки европейцев. Но если он хочет и впредь диктовать свою волю мировому футболу, ему придется научиться зарабатывать деньги хотя бы как европейцы.

Рецепт успеха

Доходы УЕФА резко выросли благодаря тому, что он перестроил свою маркетинговую стратегию. Основное изменение - еврофедерация отказалась от услуг коммерческих посредников и стала напрямую заключать контракты со спонсорами, телевизионщиками, рекламодателями. Результат не заставил себя ждать: впервые за всю историю проведения чемпионатов Европы УЕФА смог полностью выполнить свои планы по продаже коммерческих прав.

Львиную долю доходов УЕФА получил от контракта с Европейским союзом теле- и радиовещателей (European Broadcasting Union, EBU). За права на трансляцию 31 матча финальной части чемпионата Европы EBU заплатил рекордные 800 млн швейцарских франков - за телеправа на показ Евро-2000 было получено всего 140 млн франков. Но дело не только в абсолютных цифрах. По мнению генерального директора УЕФА Ларса-Кристера Олссона, огромное значение имеет то, что теперь все матчи будут транслироваться не по платному спутниковому или кабельному телевидению, а по общедоступным телеканалам. Это позволит собрать большую телеаудиторию, а значит, повысит интерес к чемпионатам Европы со стороны рекламодателей, спонсоров и телевидения. Получается, что УЕФА заложил основы и своих будущих доходов.

Надо сказать, что УЕФА заметно повысил и такой финансовый показатель, как удельная стоимость одного матча. Так, от организации ЧМ-2002 в Японии и Южной Корее ФИФА получила в общей сложности 2,7 млрд франков. В рамках ЧМ-2002 было проведено 64 матча, каждый принес ФИФА примерно 42 млн франков. Нынешний чемпионат Европы состоит всего лишь из 31 игры. И каждый матч ЧЕ-2004 принесет УЕФА примерно 40 млн франков.

Кто щедрее и важнее

Давно известно, что чемпионаты Европы по уровню зрелищности матчей ничуть не уступают Кубку мира. А по плотности напряженных матчей, то есть тех, что вызывают наибольший интерес болельщиков, а значит привлекают максимальную телеаудиторию, еврочемпионаты и вовсе превосходят мировое первенство - там выст

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (423) 14 июня 2004
    Кризис на межбанковском рынке
    Содержание:
    Операция "Страх"

    Нынешний кризис рынка МБК носит явно рукотворный характер - деньги у банков есть, они просто перестали делиться ими друг с другом. В отсутствие четко сформулированных критериев деятельности надзорных органов российские банкиры ждут новых точечных репрессий и замораживают взаимное кредитование

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Общество
    Реклама