Время независимости

Культура
Москва, 14.06.2004
«Эксперт» №22 (423)
Отнюдь не все деятели отечественного шоу-бизнеса стремятся извлекать максимальную прибыль. Некоторые предпочитают в ущерб коммерции напрямую влиять на музыкальный рынок

В последнее время отечественная музыкальная жизнь становится все более разнообразной. Интересные события на самых различных площадках, будь то клубы, стадионы, концертные залы, происходят чуть ли не каждый день; лет десять назад, когда приезд каких-нибудь превратившихся в безнадежную архаику Deep Purple воспринимался как центральное событие года, ничего подобного и представить себе было нельзя. Приглашать звезд, а тем более малоизвестных исполнителей, рисковали немногие: не было ни денег, ни уверенности в коммерческом успехе, ни нужных умений по организации гастролей. Явно разнообразней в последнее время стала и музыка отечественного извода. У российских молодых музыкантов появился стимул: если раньше их мечтой было засветиться на каком-нибудь фестивале, то теперь отечественная эстрадная - в широком смысле этого слова - культура, выйдя из советского подполья, с трудом пережив смутные 90-е, явно начинает приближаться к общемировым стандартам. И немалую роль в этом играют независимые музыкальные бизнесмены: пока гиганты бизнеса думают лишь о том, как правильно выстроить гарантированно успешные коммерческие схемы, небольшие, порой состоящие из нескольких человек компании не боятся экспериментировать - и с музыкальной продукцией, и с аудиторией.

Доходный энтузиазм

Александра Чепарухина без преувеличения можно назвать культовой личностью. Он - редкий пример отечественного промоутера, добившегося признания на Западе, который он буквально заполонил этномузыкой из стран бывшего СССР. Артисты его компании Greenwave Music - уникальные тувинцы "Хуун-Хуур-Ту", певец азербайджанских мугамов Алим Касымов, адепты русского фолка Инна Желанная (в ее группе Чепарухин сам играет на перкуссии) и Сергей Старостин - собирают стадионы по всему миру. Успешно работает Чепарухин и в обратном направлении - привозит в Россию редкостную, весьма элитарную музыку: "Кронос-квартет", современных классиков Филиппа Гласса и Майкла Наймана. В нынешнем сезоне он нанес особо мощный удар по российской аудитории, ошеломив ее концертом Джона Зорна; в конце июня он собирается продолжить начатое с помощью концерта знаменитого гитариста Джона Маклафлина.

- С чего началась ваша деятельность как промоутера?

- Сначала, где-то в конце семидесятых, когда я учился на экономическом факультете МГУ, я сделал концерт группы "Центр". Затем устроил нечто в жанре тематических дискотек: к программе из уникальных записей с тбилисского рок-фестиваля в 1980-м добавил стробоскопы, свои юношеские стихи - и победил на всемосковском конкурсе дискотек. После этого мне предлагали участвовать в культурной программе съезда комсомола, но меня это очень сильно испугало, и я с дискотеками завязал. Затем, уже будучи аспирантом, я стал председателем молодежного совета МГУ по охране природы, создал в 1985-м клуб Greenwave и умудрился попасть в культурную программу Фестиваля молодежи и студентов - в павильоне "Космос" на ВДНХ, например, сделал совместный проект ансамбля Дмитрия Покровского и "Арсенала" Алексея Козлова.

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (423) 14 июня 2004
    Кризис на межбанковском рынке
    Содержание:
    Операция "Страх"

    Нынешний кризис рынка МБК носит явно рукотворный характер - деньги у банков есть, они просто перестали делиться ими друг с другом. В отсутствие четко сформулированных критериев деятельности надзорных органов российские банкиры ждут новых точечных репрессий и замораживают взаимное кредитование

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Общество
    Реклама