Сложные семейные отношения

Международный бизнес
«Эксперт» №27 (428) 19 июля 2004
Плохи дела у Дома моды Versace. Чтобы выйти из кризиса, компания ищет внешнего инвестора, однако пока потенциальных кандидатов отпугивают сложные отношения внутри семьи Версаче, члены которой владеют 100% акций

Один из самых известных Домов моды - группа компаний Versace - переживает затяжной кризис. После того как в июле 1997 года основатель фирмы, знаменитый итальянский дизайнер Джанни Версаче был застрелен психопатом-убийцей, дела у компании шли все хуже и хуже. По итогам 2003 года Versace в очередной раз оказалась убыточной (убыток составил примерно 30 млн евро). Покойный Джанни Версаче мечтал, что основанный им на паях с братом и сестрой Дом моды просуществует по крайней мере двести лет, однако если все пойдет так и дальше, то жить его детищу останется на порядок меньше.

Впрочем, несмотря на кризис в компании, марка Versace по-прежнему считается одной из наиболее перспективных на рынке предметов роскоши. Насколько будет реализован ее потенциал, сегодня зависит от того, как быстро фирма сможет найти крупного инвестора. Ключевую роль в судьбе Дома Versace теперь будет играть восемнадцатилетняя Аллегра Версаче Бек - племянница Джанни. Недавно она вступила во владение завещанным ей 50-процентным пакетом акций фирмы. Остальные 50% в неравных долях принадлежат ее матери Донателле (20%), нынешнему главному модельеру Дома Версаче, и дяде Санто (30%), управляющему финансами фирмы.

Модные тенденции

Versace сегодня находится в том же положении, в котором в начале 90-х годов оказался другой прославленный Дом - Gucci. Gucci удалось выйти из кризиса - был найден стратегический инвестор. В 1994 году 44% акций Gucci были куплены французским магнатом Франсуа Пино (компания Pinault-Printemps-Redoute) и благодаря его инвестициям превратилась в мирового лидера индустрии моды и предметов роскоши с оборотом около 2 млрд евро.

Семья Версаче вполне могла бы разделить успех Gucci. В 1997 году Джанни Версаче вел переговоры об объединении своего Дома и Дома Gucci. А за несколько дней до смерти подписал соглашение с инвестбанком Morgan Stanley о размещении акций своей головной компании на фондовом рынке. Все эти планы оказались нереализованными из-за гибели Джанни. В первое время после смерти отца-основателя Versace пережила небывалый рост продаж - клиенты спешили в магазины, чтобы раскупить вещи из последних коллекций, созданных легендарным кутюрье, однако взлет был недолгим.

Если в 1997 году объем продаж группы компаний составлял 502,7 млн евро, то к 2003 году он упал до 403 млн. Из шести лет, прошедших после гибели Джанни Версаче (не считая трагического для семьи, но удачного в финансовом отношении для бизнеса 1997 года), компания только два года заканчивала с прибылью. Да и то прибыль в 1999-м и 2001 годах была получена благодаря распродаже лицензий на открытие бутиков под маркой Versace в Милане и Лондоне. Чтобы удержать фирму на плаву, пришлось залезть в долги - в 1999 году Донателла и Санто были вынуждены выпустить облигации на 100 млн евро. Дому удалось погасить долг по этим облигациям, срок которых истек в начале июля. Но для этого пришлось взять кредит в 140 млн евро у итальянского Banca Intesa под залог принадлежащей семье недвижимости (особняк в Нью-Йорке и палац