От огнетушителей к корнишонам

Русский бизнес
Москва, 13.09.2004
«Эксперт» №34 (434)
Российские пищевые компании хотят потеснить иностранцев на рынке плодоовощных консервов. Для этого они осваивают голландские технологии выращивания овощей и разрабатывают уникальные рецепты консервирования

В ближайшее время на российском рынке плодоовощных консервов ожидается обострение конкурентной борьбы между отечественными и иностранными производителями. На днях две французские транснациональные компании - Bonduelle и CECAB - заявили о расширении своего присутствия в России. В сентябре CECAB покупает один из крупнейших в России заводов - ОАО "Консервный комбинат 'Крымский'", а Bonduelle запускает собственный консервный завод на Кубани. Создание своего производства в России - вполне закономерный шаг для западных компаний, которые в последние годы были самыми активными игроками на нашем консервном рынке: их обороты росли на 20-30% ежегодно. И сегодня они контролируют более 90% рынка.

Но и российские производители заметно активизировались. Появилось несколько отечественных компаний - "Помидорпром", "Балтимор", Багаевский консервный завод, "Хозяин", которые в ближайшее время планируют увеличить свою рыночную долю и потеснить иностранцев. Для этого они делают серьезные инвестиции в сельское хозяйство и выводят на рынок новые продукты, по качеству не уступающие иностранным.

Поставщики вкусностей

Амбиции российских игроков довольно неожиданны. Индустрия плодоовощных консервов считается одной из самых отсталых в стране. Во второй половине 90-х годов Bonduelle, Green Giant, Golden Pheasant, Annabel и другие иностранцы взяли российский рынок "без боя": их глянцевые аппетитные консервы слишком разительно отличались от российских безликих банок с огурцами и кабачковой икрой. Большинство российских производителей до недавнего времени работало в дешевом сегменте рынка по советской схеме. "Эта схема работы консервной отрасли была такова: овощи и фрукты выращивались в южных регионах, например в Краснодарском крае. Летом-осенью их собирали студенты, военные. Естественно, никакого учета продукции не велось. В конце осени овощи, точнее, то, что от них осталось, развозили за тысячи километров на заводы, которые производили из них столько консервов, сколько получится, - рассказывает Максим Протасов, председатель правления консервного холдинга 'Помидорпром'. - С приходом рынка эти заводы продолжали работать так же: они не умели считать деньги, бюджетировать, продавать". К упадку в отрасли привело и полное отсутствие в стране агрокультуры, необходимой для эффективного выращивания овощей и фруктов. По уровню своей работы садоводческие хозяйства значительно уступали другим агрохозяйствам, например зерновым, где уже к концу 90-х годов сформировалась бизнес-культура. "А колхозники, поставляющие овощи, усвоили только одно: если нужны семена, то не важно, какие они, лишь бы были дешевые; если надо вырастить огурцы, то они будут размером с огнетушитель", - говорит г-н Протасов.

К 2003 году иностранные компании захватили уже 93% рынка плодоовощных консервов. Наибольшая доля импорта - около 70% - принадлежит французским и венгерским компаниям (Bonduelle, Green Giant, Golden Pheasant и проч.), а также производителям из Китая, Вьетнама, Таиланда, специализирующихся в основном

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (434) 13 сентября 2004
    Террор
    Содержание:
    Битва проиграна, война не кончилась

    Сейчас, когда мы все знаем, что случилось в Беслане, встают другие вопросы: как это случилось и почему? И главное - какой станет после этой трагедии страна, потому что без политических последствий такие вещи не остаются

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама