Трамвай на взлетной полосе

Экономика и финансы
«Эксперт» №34 (434) 13 сентября 2004
До тех пор пока члены СНГ хотят жить с собственными валютами, стремиться к выполнению маастрихтских критериев финансовой интеграции стран еврозоны - то же, что строить аэродром для трамвая. Не лучше ли протянуть рельсы и электрические провода?

Содружество независимых государств существует почти тринадцать лет. За это время и Россия, и ее партнеры убедились, что интеграция на постсоветском пространстве действительно нужна. Просто потому, что у наших стран есть задачи, требующие совместных решений: от охраны границ и транзита грузов до взаимных инвестиций и признания дипломов. Политическая воля тоже, казалось бы, присутствует: руководители двенадцати стран регулярно встречаются и не устают повторять, что они стремятся к более тесному сотрудничеству. В России отношения с СНГ названы важнейшим приоритетом ее внешней политики.

Тем не менее практические результаты СНГ минимальны. Его авторитет в странах-участницах и за рубежом откровенно низок. Многие иностранные эксперты вообще считают его не интеграционной группировкой, а самодеятельным клубом. Например, в изданном недавно 500-страничном труде Стэнфордского университета об экономических связях США со странами СНГ Содружество не упоминается ни разу. Предмет исследования аккуратно именуется Евразией или бывшими республиками СССР. В дипломатическом учебнике Р. Дж. Фельтхэма СНГ представлен как аналог Британского Содружества и Французского Сообщества, то есть весьма расплывчатых объединений бывших метрополий и их зависимых территорий.

Пора открыто признать: интеграция на постсоветском пространстве пребывает в застое. В этом нет ничего постыдного. В 70-80-е годы такой же тяжелый период переживал ЕЭС, и сами европейцы называли его "евросклерозом". Вопрос в другом: смогут ли участники СНГ вывести объединение на новую орбиту, как это сделали в начале 90-х брюссельские чиновники, подхлестнув застопорившуюся интеграцию серией крупномасштабных реформ (создание единого внутреннего рынка, переход к единой валюте, введение шенгенского режима, прием новых стран и др.).

У сегодняшнего СНГ четыре основные проблемы. Во-первых, отсутствие "сшитой по мерке" стратегии и отсюда - неоправданное копирование европейского опыта. Во-вторых, отсутствие общественной дискуссии о методах, принципах и путях интеграции. В-третьих, неразвитость институциональной структуры и правового пространства СНГ. И наконец, крайне малая прозрачность интеграционной политики, ее оторванность от населения.

В программных документах СНГ говорится, что оно будет двигаться от зоны свободной торговли к таможенному союзу, потом к единому рынку и - в очень далекой перспективе - к валютному и политическому союзу, что соответствует практике цивилизованных стран и "общим законам" интеграции. Но таковых не существует! ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР - все они идут собственными путями. К примеру, НАФТА, находясь на самой первой стадии (зона свободной торговли), не видит в этом никакой беды и двигаться дальше не собирается.

Во многих официальных материалах СНГ степень его интеграционной зрелости измеряется маастрихтскими критериями. Но к России и ее партнерам данные нормативы не имеют ровно никакого отношения. Они понадобились Евросоюзу только при переходе к единой валюте и ни для чего другого не использ