Свобода слова на долготе N

Русский бизнес
«Эксперт» №36 (436) 27 сентября 2004
Основной угрозой независимости региональных СМИ чаще всего считают местную власть. Детальный анализ истории бизнеса региональных медиамагнатов показал, что главная угроза для них - экспансия московских телесетей

Очевидно, в эфире произошло какое-то изменение.
Артур Конан Дойл, "Отравленный пояс"

Для жителя Свердловской области закругленная четверка - логотип самого популярного здесь частного канала - не менее узнаваема, чем островерхая единица федерального "Первого". Ведущие Айгуль Мирзоянова (Казань) или Евгений Енин (Екатеринбург) знакомы своим зрителям, возможно, лучше Жанны Агалаковой или Михаила Осокина, а случайные реплики местных медиамагнатов Якова Лондона и Андрея Григорьева порождают больше кривотолков среди жителей Новосибирска и Татарстана, чем официальные речи Константина Эрнста и даже самые громкие заявления Бориса Березовского. При этом региональным медиамагнатам в отличие от опальных федеральных до сих пор удается сохранять контроль над своими холдингами, тем самым обеспечивая значительную независимость входящих в них средств массовой информации.

Сами региональные властители эфира не любят рассуждений о независимости СМИ, которыми было принято злоупотреблять в эпоху "Медиа-Моста". Они предпочитают выражение "самостоятельность компании". Самостоятельность компании - следствие ее коммерческой успешности. А коммерческая успешность - результат разумного контакта со средой. Где и когда надо, под среду подстраиваются. Где и когда есть силы, ее ломают.

И мышь не проскочит

"Когда в Екатеринбурге кого-то сравнивают с 'Четверкой', это комплимент", - отвечает на вопрос о конкурентах Игорь Мишин, президент холдинга "Четвертый канал". Гордость оправданная: канал - лидер рейтинга среди областных телестанций. К тому же компании принадлежат доли в телекомпаниях "ТНТ-Урал" и "Ермак", "Уральская радиогруппа" из пяти станций, агентства "Телец - Видео Интернешнл" и "Выбери радио", то есть около половины екатеринбургских рынков рекламы на телевидении и радио. Аналогичная ситуация и у казанской телерадиокомпании "Эфир": по словам главы холдинга Андрея Григорьева, кроме одноименного канала он управляет также радио "Шансон" и "Динамит-FM", газетами "Московский комсомолец в Татарстане" и "Восточный экспресс", половинной долей в местном СТС и набором разнопрофильных рекламных агентств. На медиарынках их родных регионов и мышь не проскочит без ведома Мишина и Григорьева, уверены коллеги и сотрудники. Такая же репутация и у Якова Лондона - основателя и совладельца по меньшей мере трех новосибирских телеканалов, а до недавнего времени еще и гендиректора местной ГТРК. Все трое на равных говорят с мэрами и полпредами и на дружеской ноге с немаленькими московскими начальниками. Между тем всего пятнадцать лет назад их основным капиталом была активная жизненная позиция, а к средствам массовой информации они имели самое отдаленное отношение.

Самопроизвольное зарождение

Яков Лондон, совладелец телекомпаний НТН и NTSC (Новосибирск): "По поводу невмешательства государства -- давайте не будем питать иллюзий. Джимми Картер рассказывал мне, как однажды в период его президентства в редакции двух ведущих газет просочилась информация о готовящейся операции по освобождению американск