Благотворительность по принуждению

Русский бизнес
Если бизнес понуждать к благотворительности, то эта благотворительность будет всегда выглядеть как попытка откупиться от общества. Хотя есть основания полагать, что традиции социальной инициативы возродятся в России и без понуканий

В последнее время жизнь нашей страны изобилует открытиями. Совсем недавно предприниматели осознали хрестоматийное: нельзя жить в обществе и быть свободным от этого общества. Термин "социальная ответственность бизнеса" вошел в обиход и зазвучал в дискуссиях, на радио и телевидении, замелькал на страницах газет... Наверное, это правильно. Правильно, что не стоит относиться к обществу, к стране как к дойной корове. Что нужно делиться и помогать. Что вообще все должны быть более ответственными. Но, несмотря на всю правильность, несмотря на готовность предпринимателей быть социально ответственными, существование ряда проблем здесь более чем очевидно. И дело не в том, что кто-то слишком жаден, и не в том, что кто-то недостаточно патриотичен. Дело - в фундаментальных проблемах отечественного общественно-политического дискурса, в недостаточной проработанности ключевых понятий, их оторванности от исторического и культурного контекстов, в отсутствии самых общих представлений о том, в какой стране мы живем, и какую - строим.

Случай с социальной ответственностью бизнеса в этом смысле типичен. Если оставить в стороне долгие дебаты о конкретном содержании этого термина, о специфике его инкорпорирования в отечественную политическую культуру, то здесь все происходит по принципу "партия сказала 'надо', комсомол ответил 'есть'". Но ответил без особого энтузиазма и усматривая в общественно полезной инициативе классический механизм давления или даже шантажа.

Авторы данной статьи не ставят перед собой цели "открыть обществу глаза" на то, чем же на самом деле является социальная ответственность бизнеса и в каком виде эта идея должна быть реализована в России. Их главное намерение - привлечь внимание к некоторым аспектам обсуждаемой проблемы, которые, на их взгляд, имеют существенное, а во многом - определяющее значение.

Почему нет энтузиазма

Основная цель бизнеса - извлечение прибыли в рамках действующего законодательства. Соответственно, главная обязанность бизнесмена - соблюдать закон, в том числе трудовое законодательство, регулирующее его отношения с наемными работниками, природоохранное законодательство, фискальное законодательство, конвертирующее уплачиваемые им налоги и зарплаты, пенсии, льготы и иные расходные статьи государственных бюджетов всех уровней, и проч. Этим формальные обязательства предпринимателя перед государством и обществом исчерпываются. Все прочие обязательства носят сугубо добровольный характер и определяются главным образом этическими нормами и политической культурой, степенью понимания предпринимателем того факта, что улучшение внешней среды бизнеса непременно положительно отразится на этом самом бизнесе, а также требованиями репутационного менеджмента.

Благотворительность не может быть обязанностью. Такая постановка вопроса абсурдна. Благотворительность самостоятельно возникает на определенном этапе развития предпринимательства и во многом отражает уровень его зрелости. Форсирование этого процесса, придание ему формальных рамок, фиксирова