Эстетическая непокора

Культура
«Эксперт» №38 (438) 11 октября 2004
Лидер культовой группы "Вопли Видоплясова" Олег Скрипка ненавидит Сердючку, Руслану и всю музыкальную попсу

В далеком уже 1988 году корреспонденту "Эксперта" (тогда еще и "Эксперта"-то никакого не было, и страна была другая - СССР) довелось побывать на первом концерте киевской группы "Вопли Видоплясова" в Москве. Всех тогда поразила их песня "Танцы". И конечно, нынешнюю беседу с Олегом Скрипкой, создателем, руководителем и солистом этого выдающегося музыкального коллектива, мы начали с воспоминаний о том концерте.

- С каким настроением вы ехали тогда в столицу?

- Разорвать! Конечно, рок-столицей тогда был Питер, но Москва по сравнению с Киевом все равно была метрополией. В Киеве тогда все только начиналось, вырастало, как всюду, из хипповских тусовок. Сначала, году в восемьдесят шестом, возник рок-клуб, потом он развалился, организовалась рок-артель. С несколькими группами из этой артели - "Коллежский асессор", "Раббота Хо" - мы тогда и приехали в Москву.

- Помимо вашей какие-нибудь тогдашние киевские группы дожили до нашего времени?

- В виде коллектива не осталось никого. Музыканты есть, они работают в разных проектах - кто в студиях, кто пачкает руки попсой. Сейчас вот мы все горим надеждой, что снова соберутся "Братья Гадюкины". Физически все они в наличии, они даже творчески активны, хотят вот-вот сыграть концерт. Мы бы почли за честь сыграть вместе с ними.

- Почему тогдашняя киевская рок-волна исчезла? Что происходило в Киеве в девяностые?

- То же самое, что везде, - "Ласковый май", ларьки, бандиты, отсутствие бензина, света. Все талантливые люди уехали за границу, большинство из них там осталось. Кто-то нашел себя, кто-то нет. Многие уехали и в Москву - произошло такое культурное донорство.

- Вы тоже уехали - но почему-то вернулись.

- Мы вернулись, потому что мы счастливчики. Нам всегда очень везло. С самого первого концерта в восемьдесят седьмом мы стали гиперпопулярны в Киеве. После первого концерта в Москве мы стали гиперпопулярны здесь. Потом мы выступали в Вильнюсе, был там такой "Рок-форум", там мы стали известны на весь СССР. Выехали во Францию - и в первый же приезд попали на "Весну в Бурже", это такой крупнейший рок-фестиваль. Мы прямо-таки баловни судьбы. Тут совок, разруха - а у нас контракты во Франции, автобус "мерседес", который возит нас по Швейцарии, Италии. Мы пережили эту холодную экономическую зиму, как перелетные птицы - в центре Парижа: третий аррондисман, богемная жизнь, крашеные волосы и ногти, участие в современной хореографии, в двух авиньонских фестивалях. То есть полный шоколад. А потом в девяносто шестом вроде здесь все чуть-чуть оттаяло - и мы сразу же записали альбом во Франции, привезли его в Москву, подписали контракт.

Тогда тут, и на украинском, и на российском телевидении, был полный информационный вакуум - а мы появились с клипом "Весна", достаточно профессионально сделанным. На Украине мы точно вызвали культурный шок. Началась новая волна популярности, машина закрутилась, мы смотали удочки и переехали сюда, в Киев. Здесь нам опять повезло: как раз пришла новая короткая волна поднятия рок-движения, до двухтысяч