Новые формы доброго соседства

Русский бизнес
«Эксперт» №39 (439) 18 октября 2004
Государство решило пустить бизнес в проекты по модернизации транспортной инфраструктуры. Выбрана и форма допуска - государственно-частное партнерство. Впрочем, "решило" - слишком сильно сказано: никаких практических форматов новых отношений государство не подготовило

В 2002 году российские власти вели с бизнесом диалог. В 2003-м - ставили бизнес на место. В 2004-м - решили налаживать с ним партнерство. Для обсуждения условий партнерства был создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве.

Первое заседание совета прошло в июне и было посвящено социальной ответственности бизнеса, которую чиновники часто трактуют как помощь государству со стороны бизнеса в решении социальных вопросов. Тема второго заседания - "Государственно-частное партнерство (ГЧП) в области развития транспортной инфраструктуры", - состоявшегося в начале октября, может показаться логически связанной с темой первого. Но, как отметил сопредседатель "Деловой России", член совета и председатель совета директоров группы "Промышленные инвесторы" Сергей Генералов, выступая с докладом о развитии государственно-частного партнерства на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, "очень важно, чтобы государственно-частное партнерство не превратилось в синоним социальной ответственности, потому что это принципиально разные понятия". Как произойдет на самом деле - станет ли государственно-частное партнерство разновидностью благотворительности, новой формой передела перспективных рынков или же цивилизованным механизмом соединения ресурсов государства и частного бизнеса, - сегодня совершенно непонятно. Равно как непонятно и то, состоится ли вообще хоть в сколь-нибудь заметном масштабе этот проект.

Следом за заседанием совета состоялось заседание правительства, на котором рассматривался тот же вопрос о ГЧП в приложении к проблеме развития транспортной инфраструктуры. Министр транспорта Игорь Левитин - активный сторонник этой идеи - привел в своем докладе множество примеров, где возможно использование механизма ГЧП. Однако не все члены правительства едины в этом вопросе. В частности, весьма скептически относится к концессиям, которые сейчас рассматриваются в России как основная форма ГЧП, министр экономического развития Герман Греф. Со слов Сергея Генералова, основное, что беспокоит министра, - это возможная коррупция и юридическая недоработанность проблемы. Премьер Михаил Фрадков занял осторожную позицию: он "за" ГЧП, но после подробной проработки вопроса и изучения западного опыта. Тем более что и министр транспорта в своем докладе перечислил с добрый десяток законодательных актов, которые требуется принять или откорректировать, чтобы ГЧП могло основываться на хоть какой-то юридически выверенной основе.

Предложение от государства

Словосочетание "государственно-частное партнерство" пришло к нам с Запада и является калькой английского выражения "public private partnerships". Для государства ГЧП - это способ привлечь частный капитал к финансированию и управлению той собственностью, которую государство оставляет за собой; для бизнеса ГЧП - это способ получить надежную прибыль на объектах государственной собственности или на оказании услуг, которые закреплены за государством. При надлежащей организации и надлежа