Человек, автомобиль, дорога

Общество
«Эксперт» №39 (439) 18 октября 2004
Дорожное движение уже стало проблемой национальной безопасности. Каждый год на дорогах погибает больше российских граждан, чем в афганской и чеченских войнах вместе взятых

Четвертый год подряд аварийность на дорогах России растет угрожающими темпами. Если до 2000 года основные показатели - число ДТП, количество погибших и раненых в них - периодически снижались, то затем все они резко пошли вверх (таблица 1). Сравнение банальное, но доходчивое: по числу трупов на дорогах мы ежегодно имеем две афганские войны. Эта тенденция стала еще более выраженной в этом году: в первой половине 2004 года прирост аварий составил 5%, в них погибло на 1,8% больше людей, на 6,1% стало больше раненых. Если такая динамика сохранится, то к концу декабря на российских дорогах будет убито порядка 37 тыс. человек, или 3% от общемирового числа жертв автокатастроф.

Еще более красноречивы цифры, говорящие об уровне личного риска гибели граждан в дорожно-транспортных происшествиях. Это данные о числе погибших в расчете на каждые 100 тыс. жителей и на каждые 10 тыс. транспортных средств. Исследование, проведенное экспертами ООН в 2002 году, показало, что Россия здесь - худшая среди всех европейских стран: на нашу страну тогда приходился 21 погибший в ДТП на 100 тыс. жителей и почти 10 погибших на 10 тыс. транспортных средств (таблица 2). Сегодня на 100 тыс. жителей погибших уже 25.

То есть для россиян каждое транспортное средство в четыре-семь раз опаснее, чем в странах даже со средним уровнем автомобилизации (таких как Дания, Швеция, Финляндия). А если учесть, что годовые пробеги машин у нас намного меньше зарубежных (в России - около 20 тыс., в Западной Европе - 30 тыс. км), то ситуация становится и вовсе удручающей, поскольку рост интенсивности движения повлечет за собой рост числа ДТП. А интенсивность, безусловно, будет расти.

Проклятый человеческий фактор

75-80% ДТП во всех странах мира происходит по вине водителя. Но только в России доля грубых нарушений составляет 37%, а число погибших на 100 пострадавших - тринадцать с лишним человек

На фоне этих цифр выглядело совершенно разумным, что в июне в Совете Федерации и Госдуме прошли парламентские слушания по теме безопасности на дорогах, и Дума приняла решение об усилении ответственности за езду в пьяном виде: за это теперь не взимают штрафы, а лишают прав на полтора-два года. Тогда же депутаты заслушали МВД, которое выступило с рядом законодательных инициатив, направленных на то, чтобы усилить полицейские функции Госавтоинспекции. Речь идет прежде всего о четырех основных поправках в действующие законы. Это дальнейшее усиление ответственности за грубые нарушения (проезд на красный сигнал светофора, значительное превышение скорости, езда в нетрезвом виде) - вплоть до мгновенного лишения водительских прав, возвращение балльной системы предупреждений, замена десятков тысяч существующих автошкол крупными центрами подготовки водителей и, наконец, упрощение порядка регистрации мелких ДТП - имеется в виду обмен страховыми полисами без участия автоинспекторов.

Каждое из милицейских предложений по-своему разумно и может в определенной мере улучшить ситуацию на дорогах. Обучение водителей сейчас дейст